Показаны наиболее выделенные сообщения темы
Вернуться в полную тему
1
>>>
东方火兔, 不敢当  18 А так - 为人民服务  21

苏教授, 1. Боюсь вы не совсем правильно меня поняли, я вовсе не считаю, что у Китая должна быть неуверенность в своей культуре, и вовсе не считаю, что она чем-то уступает западной. Если я бы так считал, я бы не занимался древним Китаем (хотя у меня предвзятое отношение к периоду 战国 - на мой взгляд, всё что наступило потом, как минимум в интеллектуальном плане уступало данному периоду). Просто надо понимать, что Китай так и не определился со своей культурой и идеологией - и так с тех пор как свергли императора. После этого в китайской культуре образовался вакуум - который, мне кажется, до сих пор не сумели заполнить. Пытались имитировать запад - да как бы не вышло, потом пытались строить коммунизм - это на короткое время выглядело обещающим, но и это провалилось, и всё то, что оставалось от традиционной культуры - разрушили во время культурной революции. Провал коммунистической идеологии стал окончательно очевидным после 1989 г. - когда поняли, что коммунистическая идеология потеряла доверие народа, и решили это доверие "покупать" материальными благами - но естественно, экономика не может расти в том же темпе всё время.

Вот и сейчас партия поняла, что без конкретной идеологии ей долго не протянуть (ибо плюшек на всех не хватит), посему она пытается, весьма неуклюже, собрать те кусочки сброшенного ими же "Шалтая-Болтая", той (традиционной) китайской культуры или 国粹, против которой сами и боролись. Да вот только выглядит это смешно, если бы не было так печально. "Шалтая-Болтая" им не собрать, поздно уже - получается некий "Франкенштейн" - искусственно собранные воедино куски традиционной культуры, национализма, коммунизма/социализма, капитализма, западной культуры и т.д. Поэтому этот флирт КПК с традиционной культурой выглядит так смехотворно (или тошнотворно? Напоминает как бывшие члены политбюро КПСС начали бегать по церквам и мечетям после развала СССР) и об уверенности в культуре речи быть не может, т.к. судя по всему, они сами не совсем понимают как ее воспринимать. Китай может, конечно, определит это для себя, но для этого нужно позволить интеллектуалам свободно думать и говорить, а когда это не так, и вместо этого этим занимаются партийные чиновники - это так и выглядит.

Иными словами, такая политика выражает неуверенность в собственной культуре, а вовсе не неполноценность оной. Насчет классовой борьбы - см. выше - жить то стало лучше, но и проблемы новые появились (социальное неравенство и т.д. и т.п.), а темпы роста уже не те, вы посмотрите на данные по количеству протестов - очевидно, не всем так уж хорошо. Но я не об этом.

(и кстати, как вам наверняка известно, Лу Синь-то относился к китайской культуре очень критически, жаль, только, что его сейчас не достаточно внимательно читают, может не наступали бы на те же грабли)

2. Да пожалуйста, я вовсе не требую от них знания марксизма - несмотря на то, что они его по идее изучают - я просто к тому, что его держат в качестве "фигового листа", который уже ничего не прикрывает и выглядит весьма странно, учитывая все обстоятельства. Так, или пусть уже как в СССР, или лучше убрать и не смешить людей.

3. Так и есть, но они забывают заветы Мао: "认识从实践始,经过实践得到了理论的认识,还须再回到实践去。" (实践论)  - нет смысла обсуждать марксистскую теорию в вакууме.  

Samm, Изобразить-то несложно, но а в чем смысл такой "лояльности"? Не лучше ли сделать так, чтобы люди испытывали истинную лояльность? (Кстати, я у Китая не получал и копейки, так что я теоретически рассуждаю)

Disclaimer: Не подумайте, что я имею что-то против Китая, я просто обеспокоен насчет его будущего, но решать, конечно, должны сами китайцы - Китай не "наш", и если они считают иначе - никто не вправе навязывать им свои взгляды.
2017.06.12
Тема Ответить
2
>>>
Уверен, что все иностранные студенты благодарны председателю Си за его заботу об их неокрепших умах, находящихся в плену у 帝国主义者 и их 走狗. В общем, 习主席万岁!习主席万万岁!

Впрочем, с точки зрения проклятого западного империализма, это может показаться результатом комплекса неполноценности и неуверенности в собственной политике и культуре. Но следует понимать - только таким способом можно напомнить им о том, что они находятся в Китае лишь благодаря Партии, а мы все помним, чем закончилось дело для тех китайских студентов, которые в 1989 году забыли о том, кто именно их поднял с колен.

А если серьёзно, то это фарс и символ отсутствия уверенности в себе и какой-то определенной идеологии. Боюсь, что несмотря на всю свою мощь, Китай до сих пор чувствует себя жертвой, и ведет себя соответственно - страны, уверенные в себе и в своей культуре, не чувствуют надобности активно (и уж тем более насильно) убеждать других насколько они хороши и правильны. Это просто извращенное понимание "мягкой силы" - вряд ли можно таким образом заставить кого-либо полюбить Китай (зато можно вызвать отвращение у тех, кому он небезразличен). Хотя, может я ошибаюсь - вроде 爱国主义教育活动 оказался очень успешным, может даже слишком успешным. Вот только там с раннего возраста обучали "勿忘国耻, 振兴中华" а здесь поздновато будет.

Я не уверен, что кого-то будут действительно обучать марксизму, скорее - всей этой патриотичной ерунде (как в вышеупомянутом 爱国主义教育活动). Хотя, если бы они обучали марксизму и маоизму достойным образом было бы интересно - но, во-первых, у них "кишка тонка" - ибо как говорил тов. Линь Бяо: "毛泽东思想为广大群众所掌握,就会变成无穷无尽的力量,变成威力无比的精神原子弹。" Да и последнее, чего они хотят, это чтобы кто-то думал о классовой борьбе - у них сейчас стабильность, "гармония" и т.д. Мне даже это напомнило, как один профессор мне рассказал, что на одной научной конференции в Китае, зашла речь о важности марксизма и т.д., но когда он спросил присутствующих, когда они, собственно, в последний раз использовали выражение "классовая борьба" - наступило неловкое молчание  14 Во-вторых, как было правильно замечено, многие из тех, кто обучает - сами толком не понимают, а студенты вообще не воспринимают - лишь бы кое-как сдать экзамен. Даже когда я пытался обсудить марксизм со знакомым китайцем, выучившимся на магистра по марксизму, он либо не помнил, что учил, либо изначально ничего не понимал. Так-что марксистский 道 в Поднебесной пришел в упадок. Они даже не обещают больше, что когда-то наступит коммунизм - даже в 2150 г. будет только "富强民主文明和谐的社会主义现代化国家".
2017.06.12
Тема Ответить
3
>>>
Какой-то детский сад. Китайцы дают вам бесплатное образование, дают крышу над головой и к тому же вполне приличные деньги (в виде стипендии) только за то, что вы просто приехали и ходите на лекции.
Неужели так сложно изобразить лояльность хотя бы за это?
2017.06.12
Тема Ответить
4
>>>
Samm, В этой дискуссии проявляется наша принципиальная разница во взглядах.

Вы считаете, что честный и принципиальный человек ДОЛЖЕН ...( и далее какие-то действия, например громко хлопать в нужных местах, когда выступает лидер нации).
Я считаю, что честный и принципиальный человек никому ничего НЕ ДОЛЖЕН, кроме своих друзей и родных. Обе эти позиции равноценны, просто они разные.
Не знаю, почему вы постоянно рядом ставите "Китай и его образовательную систему". Мне нравится Китай, и не нравятся некоторые приколы в китайском образовании.  12 39Причём они отличаются от универа к универу, и даже от факультета к факультету в одном и том же универе.  Я взял у китайцев деньги, приехал в универ и увидел, что мне нравится не 100%, а 85% например - в таком порядке. Пока не приехал, не прочувствовал.
Я изображаю лояльность тем, что не участвую в каких-то митингах или в чём-то подобном, а просто живу своей жизнью. 5
А как насчёт такого утверждения - мне нравится моя родина, но не нравятся выбоины на дорогах. Так что, мне домой не ехать, пока дороги не починят? 29
2017.06.14
Тема Ответить
5
>>>
Hongweibing, Вы -- мой новый любимый автор на этом форуме. 56
2017.06.12
Тема Ответить
6
>>>
Hongweibing, Спасибо за такой развёрнутый ответ. 56 В целом я согласен, но у меня есть несколько комментариев:
"Вот и сейчас партия поняла, что без конкретной идеологии ей долго не протянуть" - я не думаю, что всё так плохо на самом деле, и это скорее тактические ходы, а не что-то долгосрочное.Например, усиленное промывание мозгов помогает борьбе с коррупцией, а вот рыночная взгляды китайцев коррупцию как раз оправдывают. Все же только и думают о бабле, и это просто способ немного состричь купоны. У нас люди тоже возмущаются из-за "жуликов и воров", но сами взяточки носят, когда жизнь заставляет. И кстати, все эти виляния в Китае могут быть результатом борьбы разных группировок при власти. Сейчас услиливаются условные консерваторы, можно это так обьяснить.

"Иными словами, такая политика выражает неуверенность в собственной культуре, а вовсе не неполноценность оной."  Я думаю, скорее неуверенность в выбранном курсе, но можно считать это и осторожностью.

Samm,   Если человек получает грант, чтобы изучать например, стоматологию, он не обязан излучать счастье, когда ему засирают мозги марксизмом.
Вы постоянно передёргиваете в комментариях. В какую бы страну человек ни поехал учиться, у него нет необходимости поддерживать курс партии и правительства, и грант ему не за это дают. И сам по себе грант - это не спасение беженцев от голодной смерти, и студенты не обязаны до конца жизни в ножки кланяться министру образования Китая. Нам среди прочего говорили на общем собрании, что иностранные студенты не имеют права участвовать в политической деятельности в Китае,  и я считаю, что это справедливо. Но справедливо и то, что меня не могут заставить молиться, поститься и слушать радио "Радонеж" ради стипендии. 35 35 106
Я потратил много времени и сил, чтобы поступить в свой универ и там учиться. И если бы мне не дали грант, я бы не обливался кровавыми слезами, а занялся бы чем-то другим - работу бы нашёл, например. А своё время в универе я хочу потратить с пользой, а не выражая бесполезную лояльность, без которой все и так проживут. 31
2017.06.13
Тема Ответить
7
>>>
Собственно, вот:

http://www.moe.gov.cn/srcsite/A02/s5911/moe_621/201705/t20170516_304735.html

Из интересного:

Цитата:汉语和中国概况应当作为高等学历教育的必修课;政治理论应当作为学习哲学、政治学专业的国际学生的必修课。

Цитата:高等学校应当设置国际学生辅导员岗位,了解国际学生的学习、生活需求,及时做好信息、咨询、文体活动等方面服务工作。国际学生辅导员配备比例不低于中国学生辅导员比例,与中国学生辅导员享有同等待遇。

Китайский язык и 中国概况 были давно обязательными даже для тех, кто учится на английском, а вот про уроки политпросвета и введение "наставника" — что-то новенькое. Обычно иностранных студентов как раз освобождают от лекций по марксизму. Приказ вступает в силу с 1 июля. Аспирантам-гуманитариям теперь еще один экзамен надо будет сдавать? Китай боится влияния на внутрненнюю политику от увеличившегося потока иностранных студентов?

Не, конечно же понятно, что это все ограничится формальными полумерами, да и занятия по 中国概况 были даже местами интересными, но внимание на себя обращает сам приказ как факт. Что думаете?
2017.06.12
Тема Ответить
8
>>>
2017.06.12Hongweibing Впрочем, с точки зрения проклятого западного империализма, это может показаться результатом комплекса неполноценности и неуверенности в собственной политике и культуре. Но следует понимать - только таким способом можно напомнить им о том, что они находятся в Китае лишь благодаря Партии, а мы все помним, чем закончилось дело для тех китайских студентов, которые в 1989 году забыли о том, кто именно их поднял с колен.

А если серьёзно, то это фарс и символ отсутствия уверенности в себе и какой-то определенной идеологии. Боюсь, что несмотря на всю свою мощь, Китай до сих пор чувствует себя жертвой, и ведет себя соответственно - страны, уверенные в себе и в своей культуре, не чувствуют надобности активно (и уж тем более насильно) убеждать других насколько они хороши и правильны. Это просто извращенное понимание "мягкой силы" - вряд ли можно таким образом заставить кого-либо полюбить Китай (зато можно вызвать отвращение у тех, кому он небезразличен).

Я не уверен, что кого-то будут действительно обучать марксизму, скорее - всей этой патриотичной ерунде (как в вышеупомянутом 爱国主义教育活动). Хотя, если бы они обучали марксизму и маоизму достойным образом было бы интересно - но, во-первых, у них "кишка тонка" - ибо как говорил тов. Линь Бяо: "毛泽东思想为广大群众所掌握,就会变成无穷无尽的力量,变成威力无比的精神原子弹。" Да и последнее, чего они хотят, это чтобы кто-то думал о классовой борьбе - у них сейчас стабильность, "гармония" и т.д. Мне даже это напомнило, как один профессор мне рассказал, что на одной научной конференции в Китае, зашла речь о важности марксизма и т.д., но когда он спросил присутствующих, когда они, собственно, в последний раз использовали выражение "классовая борьба" - наступило неловкое молчание  14 Во-вторых, как было правильно замечено, многие из тех, кто обучает - сами толком не понимают, а студенты вообще не воспринимают - лишь бы кое-как сдать экзамен. Даже когда я пытался обсудить марксизм со знакомым китайцем, выучившимся на магистра по марксизму, он либо не помнил, что учил, либо изначально ничего не понимал. Так-что марксистский 道 в Поднебесной пришел в упадок.

1. Очень многим иностранцам кажется, что китайцы должны испытывать комплекс неполноценности, но для себя я это объяснить не могу. Вроде колонией они никогда не были, культура древней чем у большинства западных стран, есть экономический рост, собственное производство и т.д. Почему у них должна быть неуверенность в собственной политике и культуре? 33
И как вообще может выражаться неуверенность в культуре? Что, Конфуций и Лу Синь проигрывают Пушкину, Шекспиру и Гёте? Или китайская опера послабее итальянской? Это же нельзя сравнивать.
И в политике то же самое :в странах бывшего Варшавского договора, или даже в Албании и Камбодже коммунизм сдулся вместе со всеми перегибами, а в Китае с их типа коммунизмом уровень жизни растёт на глазах, китайцы мне сами об этом говорят безо всякой идеологизированности. "Вот у нас в деревне лет 15 назад ни у кого телевизоров не было дома, и одежду какую-то убогую носили, а теперь у всех бытовой техники полон дом, и машины свои у многих есть,..." И подобные вещи говорят без привязки к партии. Ну и зачем таким людям классовая борьба? Какой класс они должны защищать? Класс выпускников вузов без опыта работы защищать от вакансий менеджеров по продажам? 29

2. Мне также не очень понятно приставание с разговорами о коммунизме к китайцам. Попробуйте в России поспрашивать простых людей (без диплома историка), что они думают о деятельности Милюкова, Родзянко в дореволюционной Гос. Думе, о взглядах Керенского или столыпинских реформах. Наверняка все они прекрасно в этом шарят. 5

3."если бы они обучали марксизму и маоизму достойным образом было бы интересно" - там много места занимает философия, в том числе критика западных философов, и это всё на большого любителя, у которого много свободного времени.
2017.06.12
Тема Ответить
9
>>>
То, что это на практике не выглядит особо впечатляющим, пожалуй, удивлять не должно - во-первых, как это повелось, сначала подобные вещи проверяют на местах, а лишь потом превращают в обязательную политику по всему Китаю. Во-вторых, следует смотреть на это как на часть процесса и в определенном контексте. А сей контекст, есть закручивание политических и идеологических гаек, в частности в академии. Чтобы не подозревали меня в использовании классово-враждебных источников, вот, из Синьхуа:

Цитата:Chinese President Xi Jinping has said ideological work in colleges should be integrated into the entire education process, underlining the need of firm Party leadership in higher education.

"China's higher education institutions are under the leadership of the CPC, and are socialist colleges with Chinese characteristics, so higher education must be guided by Marxism, and the Party's policies in education must be fully carried out," said Xi.

The president called for greater efforts to teach Marxist theory to help students lay an ideological foundation for their lives.

"Students should be educated to be aware of the development trends of China and the world at large," Xi said, adding that they should develop firm beliefs and confidence in lofty communist ideals and socialism with Chinese characteristics.

Xi urged college teachers to be "disseminators of advanced ideology and culture" and "staunch supporters of governance by the Party," so that they can better guide students in their growth.

Adherence to the Party's leadership is essential to the development of higher education in the country, Xi said, calling for efforts to ensure firm Party leadership in the field and "build colleges into strongholds that adhere to Party leadership."

Здесь интересен сам факт, что теперь всё это официально и на уровне всей страны - то, что было раньше, являлось местными инициативами, а не конкретным указанием от центрального правительства. А то, что для таких вещей надо прибегать к закону, ничего хорошего о силе данной идеологии и уверенности в ней не говорит. Вообще, в китайской истории, как вам известно, законы не являлись особо уважаемым способом правления, даже сам "совершенномудрый реакционных классов" говорил: “道之以政,齐之以刑,民免而无耻;道之以德,齐之以礼,有耻且格。”

В любом случае, вот что я хотел сказать:
1. Нельзя заставить людей полюбить/понять себя насильно, это скорее вызовет противоположную реакцию - это касается и конкретно этого приказа, и прошлой политики на местах.
2. Подобные приказы, как часть процесса ограничения академической/интеллектуальной свободы, вредны самому же Китаю - все будут верными марксистами, при том что как идеология, всем очевидно, что марксизм в нынешней его форме потерял какое либо практическое значение в Китае - а альтернатива просто так не появится (если они не хотят, конечно, чтобы такая идеология появилась из вне, из подполья). Без внятной идеологии - как мне кажется, нынешний курс развития Китая несостоятелен (и "сырой" национализм это не идеология). Иными словами - таким образом, Партия теряет историческую инициативу - а когда власть в Китае теряла историческую инициативу, и она переходила в руки "внесистемных игроков" - это, как правило, кончалось страшным словом 乱。

Хотя, конечно, Партии и китайцам виднее.
2017.06.13
Тема Ответить
10
>>>
Это при том, что марксизм преподаётся абыкак, преподаватели не понимают, что преподают, студенты не понимают, что им преподают.
О своей жизни в Китае рассказываю в Телеге https://t.me/ma_renzhi
2017.06.12
Тема Ответить
11
>>>
Ветер, Утопия это, или антиутопия - уже вопрос интерпретации Smile
(хотя я тоже был обескуражен пересмотром целей КПК - я так надеялся лицезреть изначально обещанный на 2050 г. коммунизм...)
Впрочем, уверен что тов. Си сможет увидеть в этом утопию, он человек оптимистичный, "мечтатель":



2017.06.12
Тема Ответить
12
>>>
苏教授, Насчет идеологии, я бы сказал, что идеологический вопрос является своего рода "мета-проблемой/причиной", а непосредственной причиной той или иной политики могут быть действительно определенные тактические моменты - и ваше объяснение представляется вполне возможным. В конечном итоге, всем ясно, и Партии в том числе, что как только она не сможет предоставлять всем условные "плюшки", и тем более если ситуация станет откровенно плохой, вряд ли многие продолжат поддерживать Партию. Например, КПК честно заработала доверие народа и обосновала свою идеологию в 50-х годах - и тогда кстати, заметна уверенность Партии в своей идеологии и доверие большей части народа. Эта идеология и доверие были настолько сильны, что Партия пережила и "большой скачок" и "культурную революцию" - но уже к 1989 г. она это всё потеряла и еле пережила какую-то несчастную демонстрацию. Вот подумайте, если бы сейчас настал кризис подобный по масштабу "большому скачку" - кто бы остался на стороне Партии? Боюсь, что даже сами предводители разбежались бы по своим налоговым убежищам.

Что касается неуверенность ли это в культуре или в выбранном курсе, я бы сказал, что культура, идеология, и выбранный курс взаимосвязаны - если не определились с культурой, то вряд ли можно быть уверенными в идеологии, если не уверены в идеологии - то и об уверенности в конкретном курсе речи быть не может. А как я писал, боюсь, что Китай еще не определился со своей культурой, с тех пор как он покинул откровенно "коммунистическую" культуру.
2017.06.13
Тема Ответить