Вставлю свои пять копеек.
Если говорить кратко, то менеджер ВЭД организует поиск товара, его заказ, оплату, доставку в Россию и адаптацию для местного рынка.
В небольших организациях за все отвечает, как правило, один человек. Он ищет поставщиков, общается с ними, формирует заказы, исходя из потребностей организации, заказы размещает и организует оплату, перевозку, ну и в завершении делает описания, инструкции и все остальные вещи для продажи товаров в России.
То есть по сути, выполняет функции и закупщика, и переводчика, и логиста и даже продукт-менеджера.
В более крупных организациях, у которых объем поставок больше и ассортимент шире, происходит разделение труда: кто-то решает что и у кого брать, другой формирует состав заказа, третий считает логистику и декларирует, пятый занимается адаптацией товара и проводит семинары и обучение для клиентов и сотрудников. Часто самим товаром занимается человек без китайского языка, а ему ассистирует переводчик.
В работе в большой и маленькой организациях есть свои плюсы. В маленькой фирме шире сфера ответственности, есть возможность научиться большему количеству вещей. Если вы единственный человек, то теоретически заменить вас сложнее, чем когда в компании куча винтиков. Если человек работает давно и накопил много специфических для этой отрасли и компании знаний и связей, то компания чтобы его удержать будет относиться более лояльно и платить больше за труднозаменяемость. Но из минусов отсутствие или крайне ограниченный карьерный рост. Часто выше только генеральный директор или собственник. Лояльность и ценность это, конечно, здорово, но незаменимых людей не бывает и для самого ценного кадра все равно есть свой потолок зарплаты, выше которого экономически выгоднее его сменить.
В крупных компаниях более узкий функционал, больше рутины. Но зато есть возможность карьерного роста (хотя бы теоретическая), более стабильно, что особенно важно сейчас в кризисное время. Четкое разделение труда снижает вероятность того, что вам вменят какие-то непрофильные обязанности, что часто бывает в небольших конторах, где отвечать приходится "за всё". Обратной стороной этого является более легкая заменимость.
В заключении могу сказать, что сейчас, как мне кажется, в ВЭД далеко не лучшие времена.
С одной стороны в России мало что производится, а значит спрос на импорт есть и будет еще долго. Но с другой стороны, доходы населения снижается, импорт уменьшается тоже и перспектив его роста не прослеживается. Для обслуживания этого импорта нужно меньшее количество людей и компанией.
Тем более сейчас многие китайские компании напрямую приходят на российский рынок, тем самым оставляя за бортом посредников, которые раньше кормились, не создавая особой добавленной ценности.
Многие мелкие компании закрываются. Происходит консолидация отрасли. Тем, кто раньше возил сам, сейчас проще брать товар у местных крупных дистрибьюторов. Кто-то (посредники и консультанты по ВЭД) закрываются или влачат жалкое существование. Новые направление не развиваются, объем поставок в лучшем случае не растет, а в худшем случае сокращается. А маржинальность торгового бизнеса падает. В такой ситуации просто неоткуда платить огромные деньги специалистам ВЭД, тем более что их стало немало. Кто-то может мне возразить, мол, уровень большинства из них невысок, но я скажу, что для подавляющего числа ВЭД работ не требуется семи пядей во лбу. Часто хватит даже английского языка, уровень которого у китайцев растет.
Так что когда я сейчас слышу мнения о большой перспективности китайского языка, высокой востребованности и гарантии безбедного будущего, то мне становится и грустно и смешно одновременно. Китайский язык мог помочь хорошо заработать в 2000-2008 годах, когда с одной стороны было крайне мало специалистов, а с другой стороны шел взрывообразный рост всех рынков. Но эти уникальные и исторически короткие времена прошли и их уже больше не будет.
Если говорить кратко, то менеджер ВЭД организует поиск товара, его заказ, оплату, доставку в Россию и адаптацию для местного рынка.
В небольших организациях за все отвечает, как правило, один человек. Он ищет поставщиков, общается с ними, формирует заказы, исходя из потребностей организации, заказы размещает и организует оплату, перевозку, ну и в завершении делает описания, инструкции и все остальные вещи для продажи товаров в России.
То есть по сути, выполняет функции и закупщика, и переводчика, и логиста и даже продукт-менеджера.
В более крупных организациях, у которых объем поставок больше и ассортимент шире, происходит разделение труда: кто-то решает что и у кого брать, другой формирует состав заказа, третий считает логистику и декларирует, пятый занимается адаптацией товара и проводит семинары и обучение для клиентов и сотрудников. Часто самим товаром занимается человек без китайского языка, а ему ассистирует переводчик.
В работе в большой и маленькой организациях есть свои плюсы. В маленькой фирме шире сфера ответственности, есть возможность научиться большему количеству вещей. Если вы единственный человек, то теоретически заменить вас сложнее, чем когда в компании куча винтиков. Если человек работает давно и накопил много специфических для этой отрасли и компании знаний и связей, то компания чтобы его удержать будет относиться более лояльно и платить больше за труднозаменяемость. Но из минусов отсутствие или крайне ограниченный карьерный рост. Часто выше только генеральный директор или собственник. Лояльность и ценность это, конечно, здорово, но незаменимых людей не бывает и для самого ценного кадра все равно есть свой потолок зарплаты, выше которого экономически выгоднее его сменить.
В крупных компаниях более узкий функционал, больше рутины. Но зато есть возможность карьерного роста (хотя бы теоретическая), более стабильно, что особенно важно сейчас в кризисное время. Четкое разделение труда снижает вероятность того, что вам вменят какие-то непрофильные обязанности, что часто бывает в небольших конторах, где отвечать приходится "за всё". Обратной стороной этого является более легкая заменимость.
В заключении могу сказать, что сейчас, как мне кажется, в ВЭД далеко не лучшие времена.
С одной стороны в России мало что производится, а значит спрос на импорт есть и будет еще долго. Но с другой стороны, доходы населения снижается, импорт уменьшается тоже и перспектив его роста не прослеживается. Для обслуживания этого импорта нужно меньшее количество людей и компанией.
Тем более сейчас многие китайские компании напрямую приходят на российский рынок, тем самым оставляя за бортом посредников, которые раньше кормились, не создавая особой добавленной ценности.
Многие мелкие компании закрываются. Происходит консолидация отрасли. Тем, кто раньше возил сам, сейчас проще брать товар у местных крупных дистрибьюторов. Кто-то (посредники и консультанты по ВЭД) закрываются или влачат жалкое существование. Новые направление не развиваются, объем поставок в лучшем случае не растет, а в худшем случае сокращается. А маржинальность торгового бизнеса падает. В такой ситуации просто неоткуда платить огромные деньги специалистам ВЭД, тем более что их стало немало. Кто-то может мне возразить, мол, уровень большинства из них невысок, но я скажу, что для подавляющего числа ВЭД работ не требуется семи пядей во лбу. Часто хватит даже английского языка, уровень которого у китайцев растет.
Так что когда я сейчас слышу мнения о большой перспективности китайского языка, высокой востребованности и гарантии безбедного будущего, то мне становится и грустно и смешно одновременно. Китайский язык мог помочь хорошо заработать в 2000-2008 годах, когда с одной стороны было крайне мало специалистов, а с другой стороны шел взрывообразный рост всех рынков. Но эти уникальные и исторически короткие времена прошли и их уже больше не будет.