сарма, Если про природу, тот тут как раз китайцы впереди планеты всей. Возвышенная конструкция дорог как раз и была выбрана с целью минимального влияния на хозяйственную деятельность человека и окружающую среду. Там основной урон - в процессе стройки. но он будет понесен при любом строительстве.
Что касается востребованности - вопрос логичный. В России межрегиональная миграция не столь развита, мы просто не генерируем достаточный пассажиропоток для проектов уровня 高铁 в масштабах страны.
Но выделенные скоростные магистрали, которые свяжут хотя бы Москву, Питер, Казань, Нижний Новгород, Самару, Ростов-На-Дону (и далее до Черного Моря), Волгоград, с со среднесрочной перспективной продления на Восток до Екатеринборга-Перми и Далее до Омска-Новосибирска - это, я считаю, задача государственной важности.
Тем более, что полностью эстакадные дороги, как в Китае, для России с ее просторами не так актуальны (кроме участков с вечной мерзлотой в Сибири), можно создать аналог трасс TGV/ICE. Это серьезно снизит издержки.
Вопрос, как всегда, в коррупции. Единичные стройки с диким перерасходом средств (а-ля стадион в Питере) бюджет еще потянет, но столь крупный проект с 200-300% коррупционно-завышенной стоимостью не потянет бюджет ни одной страны.