
При этом я бы воздержался от каких-либо радикальных обобщений о китайцах/китайской культуре. Конечно, можно вполне оправданно сказать, что тема каннибализма была несколько менее табуированной, и чувствительность к проблематичности каннибализма была несколько заниженной. Однако среди образованных людей он считался, в общем, не менее аморальным, чем в других культурах (за некоторыми исключениями вроде Чжан Сюня). Как правило, он просто считался неизбежным в периоды стихийных бедствий, войн, и восстаний. "Медицинский" каннибализм был скорее распространён среди народных масс, что объяснимо их невежеством. Ну а те, в общем, немногочисленные случаи радикальной сыновней почтительности в виде каннибализма (кормление родителей своими внутренними органами - в основном печенью - или мясом), пришли в Китай с буддизмом, так что это индийская традиция (своего рода радикальная dāna, см. рассказы о том, как Будда кормит собой разных животных). Ну и, конечно, богатая китайская историографическая традиция тоже способствовала тому, что многие из случаев каннибализма были зафиксированы. Это не значит, что их было намного больше, чем в культурах с менее богатой историографической традицией.
