Замечательные ответы выше! Дополню ещё для Общий язык другими словами.
Есть два основных принципа:
1. экспортный НДС возвращает не покупатель, а продавец. Возвращается экспортный НДС не просто так, за красивые глаза, а за то, что товар экспортируется из страны. Это льгота. Существует она только для тех товаров, вывоз которых приветствуется государством! Ведь есть товары, вывоз которых не приветствуется. И чтобы этой льготой воспользоваться, экспортёр должен аккуратно все бумажки собрать, а иначе ему в этой льготе откажут. Соответственно, экспортёр возвращает НДС, а не производитель или иностранный покупатель. Если производитель и есть экспортёр, то вам повезло. Если это разные компании (юрлица), то там отдельная история.
2. НДС передаётся как эстафетная палочка. Внутри Китая передаётся он путём выдачи счетов-фактур специальных 专用发票. Такие счета-фактуры могут выбивать лишь те, кто выбрал себе режим налогообложения «обычный налогоплательщик» 一般纳税人. Какую-то запчасть могут делать не на одном заводе, а целой производственной цепочкой. И все передающие друг другу помимо этого продукта должны передавать и НДС. Если где-то в этой цепочке не передали НДС, например, отказались выбивать счёт-фактуру т.к. работают вчёрную или выбивают лишь 普通发票 обычную счёт-фактуру, то цепочка передачи НДС нарушается. И НДС, уплаченный до этого уже не вернуть. Кстати, в России в этом плане система подобная.
Нюанс: при возврате НДС может возвращаться не полностью! Процент, который возвращается, зависит от таможенного кода товара. Где найти информацию об импортных и экспортных налогах? Есть замечательный сайт: https://www.hsbianma.com. Там в поисковой строке вбиваете китайский таможенный код (аналог российского ТНВЭД) ищете графу 税率信息 и там строчки 增值税率 (ставка НДС) и 出口退税税率 (ставка возвратного налога). Вбейте, например код 7108130000, увидите несколько необычные цифры.
货代 это агент. 出口公司 это экспортёр (могут называть 贸易公司 торговая компания). 生产家 изготовитель. Если у изготовителя нет права на экспорт (нет 出口权), то он не имеет права быть участником ВЭД, то есть, не имеет права экспортировать. У него в бизнес-лицензии нет такой деятельности, и у него нет аккаунта на таможне. Как быть? У него может этот товар закупить экспортёр, и затем экспортёр перепродаёт за границу (то есть, вам) от своего имени. В этом случае экспортёр это обычный спекулянт, пользующийся тем, что у него есть право на экспорт, а у производителя этого права нет. Некоторые агенты, которые предоставляют услуги по затаможке (и растаможке), предоставляют также и услуги экспортёра. В этом случае агент и экпортёр в одном лице. Это лицо покупает товар у производителя и экспортирует. Причём, у него в штате или на аутсорсе обычно есть свой таможенный брокер, поэтому, таможенные формальности агент себе может сделать сам. Отсюда впечатление, что агент и экспортёр это одно и то же.
Чтобы сделать деталь, надо купить кусок железа. Мелким оптом сталепрокатные заводы не продают материал. И этот кусок железа скорее всего придётся покупать у мелкого оптовика, который обычно выглядит как сарайный склад или грязный гараж 商铺, который знать ничего не хочет про налоговую и работает вчёрную, возможно даже без открытия ИП 个体工商户. Естественно, ту часть НДС, которая когда-то до него уплачена за это железо, уже не вернуть точно! При этом, заводик с двумя станками, делающий деталь тоже ИП, и режим налогообложения у него другой, он может выбивать только простые счета-фактуры 普通发票. Тогда его продукцию можно купить официально, НДС чуть ниже, чем у другого большого завода, где обычный режим налогообложения, но этот НДС тоже не вернуть.
Таким образом, запчасть может вести свой путь до экспорта по нескольким заводам, постепенно превращаясь в окончательный продукт. Ведь деталь — это лишь одна отдельная штуковина, а запчасть это может быть уже сборка из нескольких деталей, как, например, шаровая опора, которая состоит не только из нескольких деталей: корпуса, опоры, резинового пыльника, гайки но ещё и содержит дополнительные материалы (смазку). Причём все эти детали могут изготавливаться не просто на разных заводах, а и собираться ещё и на отдельном заводе. И вся эта орава должна передавать друг другу этот злополучный НДС, аккуратно ведя бухгалтерию.
В общем виде экономически-логистическая цепочка выглядит так: производитель — экспортёр — агент — таможенный брокер — таможня страны, из которой экспортируется — международная перевозка — таможня страны, куда импортируется — таможенный брокер — агент — импортёр — покупатель.
Есть два основных принципа:
1. экспортный НДС возвращает не покупатель, а продавец. Возвращается экспортный НДС не просто так, за красивые глаза, а за то, что товар экспортируется из страны. Это льгота. Существует она только для тех товаров, вывоз которых приветствуется государством! Ведь есть товары, вывоз которых не приветствуется. И чтобы этой льготой воспользоваться, экспортёр должен аккуратно все бумажки собрать, а иначе ему в этой льготе откажут. Соответственно, экспортёр возвращает НДС, а не производитель или иностранный покупатель. Если производитель и есть экспортёр, то вам повезло. Если это разные компании (юрлица), то там отдельная история.
2. НДС передаётся как эстафетная палочка. Внутри Китая передаётся он путём выдачи счетов-фактур специальных 专用发票. Такие счета-фактуры могут выбивать лишь те, кто выбрал себе режим налогообложения «обычный налогоплательщик» 一般纳税人. Какую-то запчасть могут делать не на одном заводе, а целой производственной цепочкой. И все передающие друг другу помимо этого продукта должны передавать и НДС. Если где-то в этой цепочке не передали НДС, например, отказались выбивать счёт-фактуру т.к. работают вчёрную или выбивают лишь 普通发票 обычную счёт-фактуру, то цепочка передачи НДС нарушается. И НДС, уплаченный до этого уже не вернуть. Кстати, в России в этом плане система подобная.
Нюанс: при возврате НДС может возвращаться не полностью! Процент, который возвращается, зависит от таможенного кода товара. Где найти информацию об импортных и экспортных налогах? Есть замечательный сайт: https://www.hsbianma.com. Там в поисковой строке вбиваете китайский таможенный код (аналог российского ТНВЭД) ищете графу 税率信息 и там строчки 增值税率 (ставка НДС) и 出口退税税率 (ставка возвратного налога). Вбейте, например код 7108130000, увидите несколько необычные цифры.
货代 это агент. 出口公司 это экспортёр (могут называть 贸易公司 торговая компания). 生产家 изготовитель. Если у изготовителя нет права на экспорт (нет 出口权), то он не имеет права быть участником ВЭД, то есть, не имеет права экспортировать. У него в бизнес-лицензии нет такой деятельности, и у него нет аккаунта на таможне. Как быть? У него может этот товар закупить экспортёр, и затем экспортёр перепродаёт за границу (то есть, вам) от своего имени. В этом случае экспортёр это обычный спекулянт, пользующийся тем, что у него есть право на экспорт, а у производителя этого права нет. Некоторые агенты, которые предоставляют услуги по затаможке (и растаможке), предоставляют также и услуги экспортёра. В этом случае агент и экпортёр в одном лице. Это лицо покупает товар у производителя и экспортирует. Причём, у него в штате или на аутсорсе обычно есть свой таможенный брокер, поэтому, таможенные формальности агент себе может сделать сам. Отсюда впечатление, что агент и экспортёр это одно и то же.
Чтобы сделать деталь, надо купить кусок железа. Мелким оптом сталепрокатные заводы не продают материал. И этот кусок железа скорее всего придётся покупать у мелкого оптовика, который обычно выглядит как сарайный склад или грязный гараж 商铺, который знать ничего не хочет про налоговую и работает вчёрную, возможно даже без открытия ИП 个体工商户. Естественно, ту часть НДС, которая когда-то до него уплачена за это железо, уже не вернуть точно! При этом, заводик с двумя станками, делающий деталь тоже ИП, и режим налогообложения у него другой, он может выбивать только простые счета-фактуры 普通发票. Тогда его продукцию можно купить официально, НДС чуть ниже, чем у другого большого завода, где обычный режим налогообложения, но этот НДС тоже не вернуть.
Таким образом, запчасть может вести свой путь до экспорта по нескольким заводам, постепенно превращаясь в окончательный продукт. Ведь деталь — это лишь одна отдельная штуковина, а запчасть это может быть уже сборка из нескольких деталей, как, например, шаровая опора, которая состоит не только из нескольких деталей: корпуса, опоры, резинового пыльника, гайки но ещё и содержит дополнительные материалы (смазку). Причём все эти детали могут изготавливаться не просто на разных заводах, а и собираться ещё и на отдельном заводе. И вся эта орава должна передавать друг другу этот злополучный НДС, аккуратно ведя бухгалтерию.
В общем виде экономически-логистическая цепочка выглядит так: производитель — экспортёр — агент — таможенный брокер — таможня страны, из которой экспортируется — международная перевозка — таможня страны, куда импортируется — таможенный брокер — агент — импортёр — покупатель.