Показаны наиболее выделенные сообщения темы
Вернуться в полную тему
1
>>>
https://vk.com/wall-57302136_233736

«Я учусь в китайской школе»
(репортаж русского школьника о своей учебе в китайской школе в г. Шэньчжэнь).

...7.40 утра. Пасмурно, ветрено... Я с одноклассниками стою на линейке. Кроме нас – еще около шестидесяти классов. По флагштоку ползет флаг Китая, играет государственный гимн. Потом поднимают флаги города и школы... школьный гимн... Эта церемония происходит каждую неделю. Кто-то из учителей произносит речь, в которой нас настраивают на рабочий лад. И мы строем идем в класс. Не люблю линейки. Бесполезно потраченное время.

Я учусь в китайской школе Fujing Foreign Language School. Почти три года назад года мы с родителями переехали жить в Китай, в Шэньчжэнь. Папа работает в Китае представителем крупной российской компании. Ну а мы с мамой поехали с ним. Шэньчжэнь – это город на юге Китая, рядом с Гонконгом. После переезда я начал учить китайский язык и вскоре пошел в китайскую школу, в пятый класс. Сейчас учусь в седьмом. Я – единственный иностранец в школе. В школе говорят только на китайском языке. Мое русское имя неудобно для произношения, поэтому я выбрал себе китайское - Ming Feng. Параллельно с китайской школой я дистанционно учусь в русской школе – в красноярском лицее № 9.

…Сегодня понедельник. Первый урок – математика. Математичка – наш классный руководитель. Мы зовем ее «У Лаоши». «У» – это фамилия, «лаоши» переводится как «учитель».
- Тонсюэмэн хао, - здоровается она с нами.
Мы молча рассаживаемся. У каждого ученика отдельный стол. Но мы сдвигаем столы в группы по шесть, получается семь групп – всего в классе 42 ученика. Лаоши начинает объяснять тему. Хорошо, что российский учебник по алгебре за седьмой класс я уже закончил, поэтому мне легче, нужно лишь заранее перевести на китайский нужные термины и выражения. Пока лаоши объясняла, я все сделал.

Рядом со мной сидит Ен Синь Дзе – высокий худощавый мальчишка. Он пытается скосить глаза в мою сторону. Закрываю тетрадь. Списывать в школе не принято, подсказывать тоже. Работать мы должны в группе, но никто не хочет показывать свое решение другому. Наверное, потому, что в Китае большая конкуренция, каждый – за себя. Хотя в остальном отношения дружелюбные.

Китайская программа по математике идет примерно вровень с российской. Но пока еще нет деления на алгебру и геометрию. Математика – один из предметов в китайской школе, с которым у меня почти не возникает трудностей. Периодически мы делаем тесты, я обычно набираю около 85 баллов из 100 – это соответствует «a-». Система оценок в школе американская – a, b, c, d, e, f. Высшая – «a». Китайские родители ругают детей за оценку «b» и даже наказывают за «c».
На уроке обычно стоит тишина.

Звонок! Звонок здесь в виде мелодии. Причем для начала урока, его конца и конца учебного дня мелодии разные.
Учитель заканчивает тему.
- Ся кхэ, - прощается она - «урок закончен».

Следующий предмет будет в этом же классе. Одноклассники обычно идут в буфет, или на баскетбольную площадку, или поиграть в теннис. Странное дело - за углом никто не курит, как в России. В России чем старше дети – тем больше они ругаются и дерутся. В Китае - наоборот. Если в младшей школе еще можно было услышать «обзывалки», то в 7 классе этого нет совсем. Все вежливые и серьезные.

Был случай. Гуляю вечером с русскими друзьями. Вдруг замечаем, что за нами следуют три грязноватых китайца. На вид - лет 14-16.
Поворачиваем. Они за нами. Поворачиваем ещё раз. Китайцы «висят на хвосте». Расстояние между нами сокращается. Начинаем обсуждать, что делать.
Но вот они подходят совсем близко...и говорят:
- Цзуо пэнйоу ма? - «Будете дружить?»
Вот такие китайские «гопники».

У китайцев начальная, средняя и старшая школы разделены и самостоятельны, а не как в России - сразу 11 классов. Всего китайские дети учатся 12 лет. Первые шесть классов – начальная школа, следующие три – средняя и последние три – старшая.
Весной, когда я еще учился в 6 классе, мы с родителями выбрали среднюю школу Fujing Foreign Language School и записались на вступительные экзамены. Всего сдавало экзамены примерно девятьсот человек, но приняли процентов пятьдесят. То есть это означает, что в одних только седьмых классах учится четыреста пятьдесят учеников. Обучение платное, по словам мамы, стоимость за семестр примерно как в красноярском вузе.

Уроки длятся по 40 минут. Родителям в течение дня отправляют на телефон сообщения о поведении ученика, его успеваемости, домашние задания по каждому предмету. Стоит эта услуга 15 юаней в месяц, то есть 75 рублей.
Летние каникулы в Китае начинаются первого июля, на месяц позже, чем в России. Но зато здесь зимние каникулы, когда отмечают китайский Новый год, длятся целый месяц. Учеба осенью также начинается 1 сентября.
Официально у нас каждый день восемь уроков: четыре утром и четыре – после обеда.

...Следующий урок – география. Учитель – Лиу лаоши - проверяет домашние работы: он диктует ответы, а мы отмечаем красными ручками. На случай, если у кого-то нет красных ручек, лаоши принес с собой их целую коробку:
- Пять мао за штуку, - объявляет он.
Подходят, берут.
- В следующий раз цена будет 2 юаня, - добавил лаоши.
Это чтобы не забывали брать свои.

Идет урок, учитель рассказывает о литосферных плитах… Слушаю и пытаюсь понять.
Цзэн Ян втихушку ест под партой чипсы, стараясь не шуршать.
Учитель замечает и подходит к ней.
- Сколько стоит? – спрашивает.
- Четыре юаня, - отвечает девочка, пряча чипсы под парту.
- К следующему уроку купишь по пачке на каждого одноклассника.
Все смеются.

...Урок английского. С ним у меня проблем нет вообще никаких: то ли у меня достаточно высокий уровень владения языком, то ли у китайцев низкий, хотя школа у нас «с углубленным изучением» английского. Раз в неделю к нам приходит носитель языка – канадец. С ним мы занимаемся разговорной практикой. А ежедневные уроки ведет китаец.

Китайцы довольно плохо знают английский язык. Гуляю со знакомым китайским парнишкой после школы. Говорит он по-английски на уровне всех его соотечественников - то есть почти никак. К нам подходит пожилой китаец, который, наверное, твёрдо знает, что я могу говорить только по-английски (хотя по-китайски я уже понимал).
Говорит моему спутнику, указывая на меня:
- Вэн та, ши лайцзы нали? («Спроси его, из какой он страны»)
Друг подумал, подумал и спросил:
- What are you doing?

...Обеденный перерыв начинается в 11:40. Два часа свободного времени. Я пробовал ходить в школьную столовую, но китайская еда, которую там давали, мне очень не понравилась. Хотя китайские школьники уплетали это с удовольствием. Езжу на обед домой, где мама готовит обычные русские блюда.

Первый предмет после обеда – физкультура. Наша школьная форма – это футболки, штаны. В этой же одежде мы занимаемся на стадионе. В Шэньчжэне круглый год плюсовая температура, и даже зимой ртутный столбик редко опускается ниже отметки «+10». Зимой надеваем кофты. Девочки одеты так же, как и мальчики – в штанах или брюках, но чуть другого цвета. Никаких юбок.
Сегодня учитель прогнал нас два круга по стадиону. После этого делаем гимнастику. В целом, урок физкультуры в китайской школе от российского, насколько я его помню, почти не отличается.

Я уже привык учиться в китайской школе. Хотя поначалу было очень трудно. Когда хотят сказать о чем-то непонятном, говорят - «китайская грамота». Именно. В китайском языке очень неудобная и трудная письменность – иероглифы. Каждый иероглиф обозначает одно слово. Надо запомнить, как он пишется, и уметь его написать. Поэтому на протяжении всех двенадцати лет ученики учат иероглифы. Сейчас я хорошо знаю около 2000 иероглифов. И еще примерно 1000 неуверенно. В большом китайском словаре 80000 иероглифов, из них 30000 — «мертвые», в газетах используется до 10000 иероглифов, активно используются в обиходе примерно 5000 иероглифов.

Но все-таки получать только китайское образование мне бы не хотелось. По моему мнению, русское образование более качественное, чем китайское. Предметы в России изучают глубже, а на уроках учат мыслить творчески, самостоятельно. В Китае все не так, здесь больше заучивают.

Смолин Сергей
2013 г.
______________________________________________________
p.s. В конце 9 класса Сергей вернулся в Россию, сдал ГИА и теперь заканчивает школу также в России.

(Репортаж писался для аудитории, мало знакомой с Китаем)
#учебавкитае #школа

[Изображение: wBk0mdpiWPs.jpg]
2016.03.21
Тема Ответить
2
>>>
В Китайской школе все это есть, роликов на эту тему масса.

Но дети в принципе менее агрессивные и стойкие к агрессии, любая драка заканчивается не начавшись, тем что один орет и сопли размазывает, а второй стоит "не при делах" типа. Задрачивания как такового массово нет, но есть "заколачивание" чрезмерных объемов знаний в детей при слишком тяжелом для них графике. Если у нас дети уходят в 1-3 дня, то у них не раньше 5ти.

При этом дополнительная социальная нагрузка из-за переполненных классов, в обычной младшей школе от 6 до 7 рядов парт и по 10 в глубину. Парты индивидуальные, не воспитывается "чувство локтя", все сами по себе. И передвигать их можно спокойно (они легкие), что добавляет хаоса в занятия.

Очень растянутая начальная школа (6 классов), где ребят сознательно задерживают в "детском" состоянии, наверное, стараясь избежать проблем с подростковым возрастом, с одновременной накачкой знаний в объемах больше нашей средней школы (а я в языковых спецсшколах учился, есть с чем сравнить)

В средней народу поменьше, по 35-40 человек, но все равно, с учетом очень высокой нагрузки (как по содержанию, так и по времени) у детей наблюдается перегрузка мозгов, ухудшается способность к восприятию нового материала. Очень обидно наблюдать, как детишки, с которыми всю жизнь до школы носилоась вся семья, по совокупности знаний и способностей в среднем выше чем по России в городах (как я себя помню) к концу младшей школы уже нивелируют это расхождение, а к концу средней - разница уже не в их (китайцев) пользу.

У детей вообще нет свободного времени, только учеба и домашка. оба родителя пашут (у нас, все же, далеко не всегда). В результате нет времени у мозка "перезагрузиться" и посмотреть на жизнь и на себя с другого угла. Согласен, занимать детей надо. Отправлять на курсы, кружки и так далее. Но у большинства китайских семей просто нет времени и, часто, денег (бесплатного, как у нас, ничего). В 12 лет нормальная ситуация, когда ребенок ни разу не выезжал за пределы провинции, не ходил в театр, цирк или зоопарк, зато в совершенстве знает все игры на своем китайфоне.

Игры на мобильном и телевизор - это еще один бич китайских детей. Поскольку нет альтернативы побегать/полазать/подраться/в футбол погонять, ни времени, ни сил после школы на это, они все свободное время смотрят мультики про 某羊羊 и гамают на своих телефончиках.

Есть исключения? Безусловно, но именно так мне виделась картина жизни китайских детей в 2006-2012 гг. в центральных регионах страны. Ухань, Чанша, Чжэнчжоу, там где бывал или работал.
2016.03.23
Тема Ответить
3
>>>
2016.03.21Дмитрий В. После передачи с Евгением Колесовым и Гордеем , думаю очень много кто захочет отдать своих детей в китайский садик или школу. Или как минимум запишут детей на курсы китайского.

Разве что те, кто сами из такой же породы, что и колесов, готовые из сына делать петрушку на забаву китайцам.
Как обстоят дела на самом деле стоит спрашивать у тех, кто там работае или учится непосредственно, но первый канал, увы, выбрал этого афериста.
2016.03.21
Тема Ответить
4
>>>
faket, я сравнивал не с собой а с российской школой вообще, Вы же не будете спорить, что (если говорим про городские школы минимум города миллионника в КНР или 100-ка в России, где живет более половины населения обеих стран):

- В Китае большая плотность подачи материала (количество знаний на единицу времени)
- в Китае растянута младшая школа (6 лет вместо 3-4 лет в России)
- в Китае в среднем чаще проходят тесты и контрольные, т.к. иначе проверить успеваемость всех детей нереально (по одному к доске не вызовешь 40-60 человек)
- В Китае учебный день (пусть и из-за долгого обеденного перерыва в том числе) продолжается на 2 и более часа дольше, чем в России (до 5-6 часов вместо 2-3 дня)
- Средний состав классов вдвое больше чем в России, хотя и имеет тенденцию к уменьшению по годам.
- В Китае у детей катастрофически нет свободного времени, а то что есть забивается либо домашкй (которой немало из-за той же плотности обучения), либо бездумным просмотром телека и игры в телефон.
- В выходные у китайских детей крайне мало отдыха, т.к. все доп. занятия и кружки как раз переносятся родителями на незагруженные дни.
- Китайские дети в значительном количестве (по моим наблюдениям 30-50%) к возрасту 10-12 лет НИ РАЗУ не были хотя бы в одном из следующих мест: зоопарк, парк аттракционов, цирк, театр, соседняя провинция. У нас такого (см. фильтр в шапке сообщения)
2016.03.24
Тема Ответить
5
>>>
伊万2016, в данном случае у всех трезвый взгляд на жизнь и просто беспокойство о ребёнке, потому как планка взята высокая. Китайским старшеклассникам сложно учиться, а тут иностранцу с 马马虎虎 придётся с ними тягаться. В китайских школах система распределения по баллам, придётся постоянно быть в конце списка, как это скажется на самооценке? Язык подтянется, но за это время может быть что-то упущено в освоении других предметов.
В 15 у ребят, к тому же, свои проблемы психологического плана.
Так что дай бог сыну знакомого сил и здоровья.
2016.03.21
Тема Ответить
6
>>>
Ну вообще смотря на своих одногруппников в китайской магистратуре, у меня иногда возникает мысль, а чему их вообще в бакалавриате и школе учили. На группу конечно есть умные ребята, но на ту толпу народа их единицы. Правда я сужу только по своей специальности (control science and engineering in aerospace).
2016.03.22
Тема Ответить
7
>>>
2016.03.24Taurris - Большинство родителей как раз к этому и стремятся, поэтому и отдают детей в разные гимназии и школы с углубленным изучением предметов.
- Да, младшая школа растянута, но по сути какая разница как называется ступень образования начальной или уже средней, суть то в знаниях, а не в названии.
- А что плохого в частых контрольных? Да, зубрежка - это минус, с другой стороны привыкаешь к контрольным и уже потом не испытываешь такого стресса перед каждой новой, да и руку набиваешь.
- Длинный обед и уроки получается заканчиваются позже, но мне кажется лучше 4 урока перерыв и еще 4, чем 6-7 подряд с переменками по 5-10 минут, (и под конец физику или там алгебру осваивать, так себе удовольствие)
- Да, народу в классе больше, но так как поступление, например, в среднюю школу проходит по результатам экзаменов, то в классе оказываются дети с более менее ровным уровнем знаний, в то время как в России в обычной образовательной школе классы не переформировываются по успеваемости, только может быть после 9, и при таком раскладе достаточно 1-2 отстающих или 1-2 хулиганов, что бы тормозить учебный процесс, дисциплина в Китае все же лучше и отношение к учителям уважительнее, что вполне компенсирует большие классы.
- Тех, кто бездумно смотрят телик и играют в видео игры хватает везде, от родителей зависит, помогут они своему ребенку найти хобби и занять его свободное время с пользой или нет.
- На счет мало отдыха - тоже спорный вопрос, отдых - это смена деятельности. Так что кружки - тоже вариант, тем более и в России есть родители, которые так же плотно забивают всю неделю своим детям.
(Сама в очень плотном графике жила: профессиональный спорт+иностранный язык+требование отличной успеваемости в школе, в средней школе не было ни одного полного выходного. Не считаю, что потеряла детство, просто меньше смотрела телик и научилась быстрее делать домашку)
- Посещение культурных мест тоже зависит от родителей, насколько плотный у них график работы, берут ли себе отпуск и прочее.
Придите в зоопарк в хорошую погоду и увидите там много родителей с детьми, да и в музеях я детей встречала.

Если сравнивать с образованием, что было в России хотя бы 5-7 лет назад то да, есть много плюсов, сейчас же на мой взгляд чем дальше, тем хуже.

-Представьте школу с углубленным изучением вообще всех предметов. В основном с теоретическим, в отрыве от жизни, и с увеличенным количеством домашних заданий.
-Тест далеко не всегда отражает реальный уровень знаний, чем больше тестов, тем больше навык их написания. Индивидуальный подход к каким-то слабостям или сильным сторонам ребенка убивается на корню. В синдунфане (думаю, объяснять не надо, что это) есть целые курсы, направленные на навык написания тестов. Я потом по полгода исправлял зазубренные ошибки таких юных тестописателей.
-Перемены по 10-15 минут между уроками придумали не просто так. Обычному ребенку даже 30-40 минут сидеть на попе и делать что-то одно уже очень тяжело.
-Учебный процесс не тормозится, зато тормозится социальный. Мальчики и девочки не умеют друг с другом общаться вообще.
-Хобби? Какие хобби? Чтобы поступить в хорошую школу или университет хобби не нужны, нужны баллы. А баллы дают за умение выполнять тесты и поверхностное знание предметов, способность думать, что-то и иметь своё мнение здесь вообще не нужна. Поэтому, каждый вечер - репетиторы. На выходных - репетиторы. На каникулах - репетиторы.
Потом такой забитый ребенок попадает в университет, где от него ничего не требуют. Со сверстниками ему общаться тяжело, хобби за редким исключением нет, чего хочет - тоже не знает, его никогда особо и не спрашивали. Зато есть компьютер и телефон, верные друзья, с которыми искать общий язык не надо.

Когда я работал учителем (в школе тоже работал, но немного, к счастью), мне было жалко смотреть, как дети после уроков в 5 вечера приходят ко мне. Зачастую больные и жутко сонные. Они ничего не хочет учить, в них затолкали столько, что кажется, будто их сейчас вырвет. Они даже не может отвечать на простые вопросы, потому, что их за ручку водят от двери и до двери, их никогда не спрашивал никто о том, что им нравится. Самоконтроль? Ответственность? Самооценка? Не нужно и не важно. Важно хорошо написать тест. Есть и родители, которые пытаются развивать детей всесторонне. Например, отдают ребенка учиться играть на пианино, которое он ненавидит.

Я был на практике в российской школе лет 5 назад, и в средней и в старшей, и даже с углубленным изучением предметов. Так вот несмотря на хулиганов двоешников (которых, кстати, не так много) и на такую же возрастающую тестовую уклонность образования, к окончанию 11 класса дети знают примерно столько же, зато гораздо менее забиты и в психологическом и в творческом плане.
2016.03.24
Тема Ответить