На правах инициатора создания подраздела форума о новинках отечественного китаеведения нескромно предлагаю в качестве первой ласточки свою новоиспеченную диссертацию:
***
"Философские взгляды Ли Чжи (1527-1602) в «Книге для сожжения»"
Философские взгляды и творчество Ли Чжи (1527–1602) характеризуются редкой провокативностью и свободомыслием даже на фоне идейного разнообразия эпохи Мин. Его индивидуалистическая риторика, апология проявления естественных эмоций в творчестве и скепсис по отношению к высказываниям Конфуция и мудрецов древности вставали в резкую оппозицию как к господствовавшему в государственной идеологии, строго регламентированному в плане трактовки канонических текстов «учению о принципе» (ли-сюэ 理學), так и к убеждениям большей части представителей образованного класса, ратовавших за возвращение к древним стандартам в политике и искусстве. Кроме того, Ли Чжи провоцировал ревнителей общественной морали вызывающими поступками, например, принятием в учение как мужчин, так и женщин, в связи с чем его обвиняли в разврате. В конце концов, философ был обвинен императором Чжу И-цзюнем (девиз правления Вань-ли, 1572–1620) в «извращении пути и смущении люда» и заключен в тюрьму, где погиб при неясных обстоятельствах.
Объектом настоящего исследования является раздел «Разнородные произведения» из «Книги для сожжения» Ли Чжи, предметом выступают философские идеи данного раздела. Выбор данного раздела обусловлен его наибольшей репрезентативностью для поставленной цели в связи с относительно высокой концентрацией в нем философских идей по сравнению с прочими главами памятника – в нем собраны разнородные философские эссе, тогда как в других разделах «Книги» – письма, исторические эссе и стихи Ли Чжи.
Целью данного исследования является реконструкция и формулирование главных философских идей «Книги для сожжения» Ли Чжи. В соответствии с целями были поставлены следующие задачи: охарактеризовать биографический и интеллектуальный контекст философских взглядов Ли Чжи, осуществить содержательный и структурный анализ памятника в целом и произведений, входящих в рассматриваемый раздел, в частности и, наконец, выделить основные философские идеи раздела.
Проблема исследования заключается в определении основных философских идей Ли Чжи в «Книге для сожжения», по поводу чего в научной историографии существуют различные мнения (подробнее об этом будет сказано ниже). В зависимости от выборки цитат и их трактовки исследователем Ли Чжи может быть охарактеризован как конфуцианский или антиконфуцианский мыслитель, как даос, буддист или легист, как выразитель интересов нового класса городской буржуазии, как феминист, как эмоционалист и т.д. Очевидно назревшим здесь представляется осуществление более методологически осмысленной и детальной проработки репрезентативного объема философских сочинений Ли Чжи, что позволит, во-первых, скорректировать реконструированный смысл фраз, допускающих различные трактовки, за счет общего контекста высказываний философа, а, во-вторых, оценить, насколько явно и часто высказывается та или иная идея по сравнению с остальными. На мой взгляд, подобное действие должно предшествовать обвинению Ли Чжи в самопротиворечивости, зачастую основанному лишь на сложившемся стереотипе или вольных авторских трактовках различных фраз философа, выдернутых из контекста. В пользу того, что это позволит избежать многих некорректных оценок, говорит пример коллектива американских исследователей, который допустил подобную некорректность при анализе архитектоники памятника, упустив из виду более сложную структуру раздела «Разнородные произведения» и вместо этого в русле упомянутой выше «самопротиворечивости» сочтя кажущуюся «хаотичность и бессистемность» порядка следования эссе художественным приемом Ли Чжи.
Структура работы: В первой главе представлена краткая биография и библиография Ли Чжи, а также выделены его главные философские идеи, по мнению предыдущих исследователей. Вторая глава представляет общую источниковедческую характеристику «Книги для сожжения», краткое описание содержания всех эссе «Книги для сожжения», входящих в раздел «Разнородные произведения», а также реконструкцию жанровой структуры раздела, позволяющую выделить более и менее философичные жанрово-тематические группы произведений Ли Чжи. Третья глава содержит обзор высказываний по теоретическим темам, обнаруженным в проанализированных выше текстах, и завершается реконструкцией на основе данных высказываний главных философских идей раздела «Разнородные произведения». Для удобства ориентирования в многочисленных эссе анализируемого раздела в работу включены Приложение 1 (архитектоническая таблица эссе) и Приложение 2 (хронологическая таблица эссе).
Положения, выносимые на защиту:
- основными теоретическими темами, поднимаемыми в «Книге для сожжения», являются: отсутствие единого и неизменного стандарта чего бы то ни было; критика недостойных современных конфуцианцев; единонаправленность трех учений (конфуцианства, даосизма и буддизма); одобрение физиологических потребностей человека как полноценной составляющей пути; утверждение наличия потенциала к достижению совершенства у каждого индивида; критика учения Чжу Си; признание подлинности важнейшей ценностью; представление об устоявшихся убеждениях как о помехе для понимания; апологетика верности и следования долгу; критика недостойных современных буддистов; утверждение возможности достижения совершенства внутри сердца-сознания; утверждение онтологического и интеллектуального равенства мужчин и женщин; утверждение ценности талантов и призыв к их применению в государственных делах; утверждение самоуправления как эффективного способа социальной организации; утверждение принципиальной важности соблюдения буддийских зароков для достижения просветления;
- главными философскими идеями «Книги для сожжения» являются:
1) Подлинность, противостоящая фальши, как высшая ценность. Для более точной характеристики такой ключевой особенности взглядов Ли Чжи, как стремление к подлинности, являющейся противоположностью фальши, представляется уместным использовать термин «аутентизм» (от лат. «authenticus» – подлинный, достоверный). С учетом оппозиционного характера этой установки, которая проявляется в отрицании подлинности критикуемых Ли Чжи чжусианцев и их философских концепций, правомерно сделать уточнение и назвать этот аутентизм оппозиционным. Итак, Ли Чжи может быть в наиболее общем виде охарактеризован как оппозиционный аутентист, в этическом аспекте – как плюралист и индетерминист, в эстетическом – как сентименталистический аутентист, в антропо-гносеологическом – как эгалитарист, в социально-политическом – как сторонник общественной саморегуляции и особого внимания к реализации потенциала талантливых и верных долгу людей для пользы государства. Отдельно стоит отметить его онтологические взгляды: в конфуцианском дискурсе, на экзистенциальном уровне, они скорее являются дуалистическими – Ли Чжи протестует против монистических категорий, к примеру, Великого предела и принципа, выдвигая в качестве первоосновы взаимодействие инь и ян; в рамках же буддийского дискурса он достаточно строго придерживается монистического представления о пустотности мироздания.
2) Единонаправленность трех учений – конфуцианства, даосизма и буддизма – восприятие их как разных путей, ведущих к духовному совершенству. Ядром философии Ли Чжи является конфуцианство (оппозиционное к официальной, чжусианской ветви), охватывающее проблемы этики и социума, в том числе политические. Даосизм представлен преимущественно в латентной форме аллюзий и выступает как органичный концептуальный инструмент для критики идейного гнета чжусианства с позиции натурализма, также на раннем этапе творчества он занимает важное место в социально-философских рассуждениях Ли Чжи о пользе самоуправления. Наконец, буддизм, вероятно, школы Чистой земли, представлен в сферах онтологии и гносеологии, с ним связано представление о духовном самосовершенствовании внутри сердца-сознания, рассуждения о природе мироздания, а также эгалитаристское представление об одинаковом потенциале становления буддой, присутствующем в каждом живом существе.
- раздел «Разнородные произведения» в «Книге для сожжения» имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из 15 жанрово-тематических групп, следующих друг за другом: суждения (лунь 論), толкования (шо 說), записки (цзи 記), предисловия и послесловия (сюй 序), поминальные тексты (гао-вэнь 告文), созданное от лица других (дай-цзо 代作), похвалы (цзань 贊), разборы (цзе 解), речи (юй 語), письма (шу 書), о статуях (сян 像), тексты обращений (гао-вэнь 告文), об исчисляемом (шу 數), наборы (тао 套), о пьесах (цзюй 劇). Данное наблюдение опровергает широко распространенное мнение о бессистемности расположения эссе внутри разделов «Книги»;
- были сделаны следующие новые выводы об особенностях философских взглядов Ли Чжи:
1) локальность и второстепенность для мировоззрения Ли Чжи в целом концепции «детского сердца», которая упоминается лишь в одном, пусть и безусловно ярком эссе «Толкование детского сердца»: больше она не употребляется нигде во всем проанализированном материале, так же как не наблюдается схожих идей и образов «детскости» и «детского» сознания. Фактически «детское сердце» выступает в качестве вспомогательной концепции для раскрытия смысла более общей категории подлинности (конкретно – подлинности сознания индивида), «детским» такое подлинное, не подвергшееся влиянию ложных учений изначальное сознание является лишь в том смысле, что детство есть изначальное состояние человека;
2) одобрение эмоциональности со стороны Ли Чжи проявляется исключительно в контексте литературного творчества, в его трудах не обнаруживается призыва к их проявлению в реальной жизни; осуждение стремления к материальным благам, в особенности за ширмой высоких идеалов, что не позволяет характеризовать Ли Чжи как морального утилитариста;
3) цельность и последовательность взглядов Ли Чжи, несмотря на повсеместную характеристику его взглядов как противоречивых в англоязычных научных публикациях.
***
Ссылка на полный текст:
https://iphras.ru/page29798910.htm
Буду благодарен каждому за мысли, замечания, критику и обратную связь. Защита, по предварительным данным, пройдет в открытом режиме 1 октября - в красный день китайского календаря. Двери Института философии РАН будут открыты для всех желающих.
***
"Философские взгляды Ли Чжи (1527-1602) в «Книге для сожжения»"
Философские взгляды и творчество Ли Чжи (1527–1602) характеризуются редкой провокативностью и свободомыслием даже на фоне идейного разнообразия эпохи Мин. Его индивидуалистическая риторика, апология проявления естественных эмоций в творчестве и скепсис по отношению к высказываниям Конфуция и мудрецов древности вставали в резкую оппозицию как к господствовавшему в государственной идеологии, строго регламентированному в плане трактовки канонических текстов «учению о принципе» (ли-сюэ 理學), так и к убеждениям большей части представителей образованного класса, ратовавших за возвращение к древним стандартам в политике и искусстве. Кроме того, Ли Чжи провоцировал ревнителей общественной морали вызывающими поступками, например, принятием в учение как мужчин, так и женщин, в связи с чем его обвиняли в разврате. В конце концов, философ был обвинен императором Чжу И-цзюнем (девиз правления Вань-ли, 1572–1620) в «извращении пути и смущении люда» и заключен в тюрьму, где погиб при неясных обстоятельствах.
Объектом настоящего исследования является раздел «Разнородные произведения» из «Книги для сожжения» Ли Чжи, предметом выступают философские идеи данного раздела. Выбор данного раздела обусловлен его наибольшей репрезентативностью для поставленной цели в связи с относительно высокой концентрацией в нем философских идей по сравнению с прочими главами памятника – в нем собраны разнородные философские эссе, тогда как в других разделах «Книги» – письма, исторические эссе и стихи Ли Чжи.
Целью данного исследования является реконструкция и формулирование главных философских идей «Книги для сожжения» Ли Чжи. В соответствии с целями были поставлены следующие задачи: охарактеризовать биографический и интеллектуальный контекст философских взглядов Ли Чжи, осуществить содержательный и структурный анализ памятника в целом и произведений, входящих в рассматриваемый раздел, в частности и, наконец, выделить основные философские идеи раздела.
Проблема исследования заключается в определении основных философских идей Ли Чжи в «Книге для сожжения», по поводу чего в научной историографии существуют различные мнения (подробнее об этом будет сказано ниже). В зависимости от выборки цитат и их трактовки исследователем Ли Чжи может быть охарактеризован как конфуцианский или антиконфуцианский мыслитель, как даос, буддист или легист, как выразитель интересов нового класса городской буржуазии, как феминист, как эмоционалист и т.д. Очевидно назревшим здесь представляется осуществление более методологически осмысленной и детальной проработки репрезентативного объема философских сочинений Ли Чжи, что позволит, во-первых, скорректировать реконструированный смысл фраз, допускающих различные трактовки, за счет общего контекста высказываний философа, а, во-вторых, оценить, насколько явно и часто высказывается та или иная идея по сравнению с остальными. На мой взгляд, подобное действие должно предшествовать обвинению Ли Чжи в самопротиворечивости, зачастую основанному лишь на сложившемся стереотипе или вольных авторских трактовках различных фраз философа, выдернутых из контекста. В пользу того, что это позволит избежать многих некорректных оценок, говорит пример коллектива американских исследователей, который допустил подобную некорректность при анализе архитектоники памятника, упустив из виду более сложную структуру раздела «Разнородные произведения» и вместо этого в русле упомянутой выше «самопротиворечивости» сочтя кажущуюся «хаотичность и бессистемность» порядка следования эссе художественным приемом Ли Чжи.
Структура работы: В первой главе представлена краткая биография и библиография Ли Чжи, а также выделены его главные философские идеи, по мнению предыдущих исследователей. Вторая глава представляет общую источниковедческую характеристику «Книги для сожжения», краткое описание содержания всех эссе «Книги для сожжения», входящих в раздел «Разнородные произведения», а также реконструкцию жанровой структуры раздела, позволяющую выделить более и менее философичные жанрово-тематические группы произведений Ли Чжи. Третья глава содержит обзор высказываний по теоретическим темам, обнаруженным в проанализированных выше текстах, и завершается реконструкцией на основе данных высказываний главных философских идей раздела «Разнородные произведения». Для удобства ориентирования в многочисленных эссе анализируемого раздела в работу включены Приложение 1 (архитектоническая таблица эссе) и Приложение 2 (хронологическая таблица эссе).
Положения, выносимые на защиту:
- основными теоретическими темами, поднимаемыми в «Книге для сожжения», являются: отсутствие единого и неизменного стандарта чего бы то ни было; критика недостойных современных конфуцианцев; единонаправленность трех учений (конфуцианства, даосизма и буддизма); одобрение физиологических потребностей человека как полноценной составляющей пути; утверждение наличия потенциала к достижению совершенства у каждого индивида; критика учения Чжу Си; признание подлинности важнейшей ценностью; представление об устоявшихся убеждениях как о помехе для понимания; апологетика верности и следования долгу; критика недостойных современных буддистов; утверждение возможности достижения совершенства внутри сердца-сознания; утверждение онтологического и интеллектуального равенства мужчин и женщин; утверждение ценности талантов и призыв к их применению в государственных делах; утверждение самоуправления как эффективного способа социальной организации; утверждение принципиальной важности соблюдения буддийских зароков для достижения просветления;
- главными философскими идеями «Книги для сожжения» являются:
1) Подлинность, противостоящая фальши, как высшая ценность. Для более точной характеристики такой ключевой особенности взглядов Ли Чжи, как стремление к подлинности, являющейся противоположностью фальши, представляется уместным использовать термин «аутентизм» (от лат. «authenticus» – подлинный, достоверный). С учетом оппозиционного характера этой установки, которая проявляется в отрицании подлинности критикуемых Ли Чжи чжусианцев и их философских концепций, правомерно сделать уточнение и назвать этот аутентизм оппозиционным. Итак, Ли Чжи может быть в наиболее общем виде охарактеризован как оппозиционный аутентист, в этическом аспекте – как плюралист и индетерминист, в эстетическом – как сентименталистический аутентист, в антропо-гносеологическом – как эгалитарист, в социально-политическом – как сторонник общественной саморегуляции и особого внимания к реализации потенциала талантливых и верных долгу людей для пользы государства. Отдельно стоит отметить его онтологические взгляды: в конфуцианском дискурсе, на экзистенциальном уровне, они скорее являются дуалистическими – Ли Чжи протестует против монистических категорий, к примеру, Великого предела и принципа, выдвигая в качестве первоосновы взаимодействие инь и ян; в рамках же буддийского дискурса он достаточно строго придерживается монистического представления о пустотности мироздания.
2) Единонаправленность трех учений – конфуцианства, даосизма и буддизма – восприятие их как разных путей, ведущих к духовному совершенству. Ядром философии Ли Чжи является конфуцианство (оппозиционное к официальной, чжусианской ветви), охватывающее проблемы этики и социума, в том числе политические. Даосизм представлен преимущественно в латентной форме аллюзий и выступает как органичный концептуальный инструмент для критики идейного гнета чжусианства с позиции натурализма, также на раннем этапе творчества он занимает важное место в социально-философских рассуждениях Ли Чжи о пользе самоуправления. Наконец, буддизм, вероятно, школы Чистой земли, представлен в сферах онтологии и гносеологии, с ним связано представление о духовном самосовершенствовании внутри сердца-сознания, рассуждения о природе мироздания, а также эгалитаристское представление об одинаковом потенциале становления буддой, присутствующем в каждом живом существе.
- раздел «Разнородные произведения» в «Книге для сожжения» имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из 15 жанрово-тематических групп, следующих друг за другом: суждения (лунь 論), толкования (шо 說), записки (цзи 記), предисловия и послесловия (сюй 序), поминальные тексты (гао-вэнь 告文), созданное от лица других (дай-цзо 代作), похвалы (цзань 贊), разборы (цзе 解), речи (юй 語), письма (шу 書), о статуях (сян 像), тексты обращений (гао-вэнь 告文), об исчисляемом (шу 數), наборы (тао 套), о пьесах (цзюй 劇). Данное наблюдение опровергает широко распространенное мнение о бессистемности расположения эссе внутри разделов «Книги»;
- были сделаны следующие новые выводы об особенностях философских взглядов Ли Чжи:
1) локальность и второстепенность для мировоззрения Ли Чжи в целом концепции «детского сердца», которая упоминается лишь в одном, пусть и безусловно ярком эссе «Толкование детского сердца»: больше она не употребляется нигде во всем проанализированном материале, так же как не наблюдается схожих идей и образов «детскости» и «детского» сознания. Фактически «детское сердце» выступает в качестве вспомогательной концепции для раскрытия смысла более общей категории подлинности (конкретно – подлинности сознания индивида), «детским» такое подлинное, не подвергшееся влиянию ложных учений изначальное сознание является лишь в том смысле, что детство есть изначальное состояние человека;
2) одобрение эмоциональности со стороны Ли Чжи проявляется исключительно в контексте литературного творчества, в его трудах не обнаруживается призыва к их проявлению в реальной жизни; осуждение стремления к материальным благам, в особенности за ширмой высоких идеалов, что не позволяет характеризовать Ли Чжи как морального утилитариста;
3) цельность и последовательность взглядов Ли Чжи, несмотря на повсеместную характеристику его взглядов как противоречивых в англоязычных научных публикациях.
***
Ссылка на полный текст:
https://iphras.ru/page29798910.htm
Буду благодарен каждому за мысли, замечания, критику и обратную связь. Защита, по предварительным данным, пройдет в открытом режиме 1 октября - в красный день китайского календаря. Двери Института философии РАН будут открыты для всех желающих.