1
И.В. Белая "Феномен субтрадиции в даосизме (на материале корпуса сочинений Сунь Бу-эр)", 2019

Даосизм (дао цзяо 道教) считается самой малоизученной религией, которой еще не было дано общепризнанного определения, отражавшего его специфику как феномена китайской культуры. Исследователи соглашаются с тем, что даосизм, наравне с конфуцианством и буддизмом, в качестве одного из трех основных учений (сань цзяо 三教) Китая, определял духовную составляющую и повседневную жизнь его жителей.

Российский специалист в области исследования даосизма С.В. Филонов предлагает рассматривать даосизм как «китайскую национальную религию, в основе которой лежит учение об обретении долголетия (бессмертия), методы борьбы со смертоносными началами микро-и макрокосмоса, а также ритуалы и практические приемы, которые, как считалось, позволяют обычному человеку превратиться в небожителя-сяня». Данное определение является базовым для нашей работы. Этап институционального оформления даосской религиозной традиции пришелся на II в.— VI вв. н.э. и был связан с возникновением в этот период организованных даосских движений, так называемых «ранних школ даосизма» — Небесных наставников (Тяньши 天師), Трех августейших (Саньхуан 三皇), Высшей чистоты (Шанцин 上清) и Духовной драгоценности (Линбао 靈寶). С VII в. начинается эволюционный период в истории даосизма, характеризующийся систематизацией и развитием ранее сформированных религиозных институтов. На рубеже XII — XIII вв. даосизм входит в новую фазу своего развития, которую с определенной долей условности можно назвать периодом оформления, распространения и доминирования на институциональном уровне учения Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь  全真). Этот период продолжается и по сей день.

Основанная Ван Чун-яном 王重陽 (1112 — 1170) во второй половине XII в. школа Цюаньчжэнь к XIV в. из маленького религиозного сообщества превращается в мощное идеологическое и религиозное движение с институтом монашества и охватывает всю территорию Китая, условно подразделяясь на Северное (бэй цзун 北宗) и Южное (нань цзун 南宗) направления. Одной из первых учениц Ван Чун-яна стала Сунь Бу-эр 孫不二 (1119 — 1182) — супруга его ближайшего ученика и преемника Ма Дань-яна 馬丹陽  (1123 — 1183). Культ Сунь Бу-эр возникает среди последователей школы Цюаньчжэнь уже после ее смерти — она входит в число Семи совершенных людей (Ци чжэнь жэнь 七真人) — знаменитых учеников Ван Чун-яна, ей поклоняются как божеству в монастырях, устанавливают ее статуи, пишут от ее лица поэтические произведения, а монгольские императоры удостаивают ее пышными титулами. Дальнейшее развитие школы Целостности и совершенства было связано не только с деятельностью ее первых наставников, но и выдающихся подвижниц. В становление женского монашества школы весомый вклад внесли даоски Пу-ча Дао-юань 蒲察道淵, Во-лэ Шоу-цзянь 斡勒守堅, Ао-дунь Мяо-шань 奥敦妙善 и др, деятельность которых пришлась на XIII — XIV вв.

Активная роль женщин в школе Цюаньчжэнь делает актуальным исследование становления женской монастырской традиции, которая впоследствии образует ту социально-культурную среду, где в эпоху Цин (1644 —1911) сформируется текстовый корпус так называемой «субтрадиции Изначальной владычицы Сунь Бу-эр».

...

Школа Цюаньчжэнь занимает лидирующую позицию среди других направлений даосизма на материковой территории современной КНР. Ее религиозным центром считается пекинский монастырь Белого облака ( Байюньгуань 白雲觀), где по совместительству располагается и штаб-квартира Всекитайской Ассоциации Последователей Даосизма (ВАПД). Ведущее положение среди даосских учений делает актуальным изучение школы Цюаньчжэнь для более глубокого понимания духовной культуры народностей Китая и адекватной оценки их деятельности при установлении межцивилизационных контактов с ее носителями в парадигме современного взаимодействия наших стран на различных уровнях.

Автореферат диссертации доступен по ссылке:

https://www.academia.edu/39916722/ФЕНОМЕН_СУБТРАДИ...НИЙ_СУНЬ_БУ-ЭР_
2019.07.29