1
I
Рыбаков В.М. Танская бюрократия. Часть I. Генезис и структура. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2009. 512 с. («Orientalia»).

Монография В. М. Рыбакова «Танская бюрократия. Часть 1: Генезис и структура» представляет собой проведенное на материале китайских источников VII—X вв. первое систематическое исследование управленческого аппарата династии Тан (618—907).

Автор показывает, как необходимость обеспечить эффективное управление экономикой страны обусловила потребность в идеологических факторах, которые ненасильственными методами ограничивали бы самоуправство и своекорыстие чиновника. Оптимальной из наличных идеологий такого рода на момент становления империи в Китае оказалось конфуцианство.

В монографии рассматриваются основные аспекты жизни служилого слоя, внутренняя динамика чиновничества, а также то, какое значение для него имели конфуцианские семейные ценности, по образцу которых государство старалось выстроить служебную этику управленцев.

В монографии описана структура административных органов и учреждений Китая времени династии Тан, а также их функции. Автором предложена оригинальная система передачи названий китайских учреждений и должностей на русский язык. В приложении дан иероглифический индекс фигурирующих в работе административных наименований танского времени.

Оглавление доступно по ссылке:
http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=1379

***
II
Рыбаков В.М. Танская бюрократия. Часть 2: Правовое саморегулирование. Том 1. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2013. 496 с. (Orientalia).

Монография «Танская бюрократия. Часть 2: Правовое саморегулирование. Том 1» является продолжением исследования «Танская бюрократия. Часть 1: Генезис и структура».

В первом разделе настоящей монографии характеризуется методика исследования. Однозначность предписаний танского уголовного права и их подчиненность нормам традиционной этики дают уникальную возможность сопоставления этических норм того времени, поскольку тяжесть наказания служит единицей измерения важности моральной нормы. Исследование права, таким образом, неизбежно оказывается исследованием культуры. Описываются виды законодательных актов тогдашнего Китая, их динамика и иерархия, их взаимосвязь и области их применения.

Во втором разделе исследуется отношение уголовного права к чиновной элите. Подробно анализируются специфические нормы танского уголовного права, либо применявшиеся исключительно к служилому сословию, либо модифицировавшие применительно к нему общие нормы права тогдашнего Китая.

Третий раздел полностью посвящен описанию и интерпретации норм танского уголовного права, стоявших на страже неприкосновенности личности, защищавших людей от физических посягательств разного типа. Выявление специфики правозащиты личности чиновника, равно как и защиты личности от чиновника, проведено на фоне полного анализа уголовных законов, оформлявших неравное отношение права к членам разнообразных иерархических структуре случаях возникновения между ними силового конфликта. Семья служила в конфуцианском обществе эталоном и моделью всех иных социальных иерархий. Поэтому и в данном случае в первую очередь речь идет о выявлении неравенства правозащиты старших членов семьи от посягательств со стороны младших и младших членов семьи — от посягательств со стороны старших. Выполненные, согласно предписаниям тапскнх законов, на конкретном материале тщательные расчеты наказаний за покушения иа старших в семье, старших в обществе и старших в учреждении доказательно демонстрируют место чиновников в общей системе социальной иерархии и их этико-правовое уподобление боковым старшим родственникам в патронимической семье.

Оглавление доступно по ссылке:
http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=1710

***
III
Рыбаков В.М. Танская бюрократия. Часть 2: Правовое саморегулирование. Том 2. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2015. 416 с. (Orientalia).

Монография «Танская бюрократия. Часть 2: Правовое саморегулирование. Том 2» является продолжением многотомного монографического исследования «Танская бюрократия», первые два тома которого были опубликованы в 2009 и 2013 гг. при поддержке РГНФ.

Для реально работающей бюрократии ее идеальный образ как часть представлений об идеальном обществе в целом является основой должностной морали. Чтобы реальные управленцы могли осуществлять свои функции наиболее результативно, в первую очередь им же самим должны быть предложены культурой их высокопрестижные идеальные образы, задающие реальным управленцам моральные и функциональные ориентиры. В свою очередь, и наказуемыми по уголовному праву не могут не стать прежде всего именно наиболее вопиющие поведенческие отклонения от таких образов и ориентиров.

Идеальный образ управленца был задолго до Тан сформулирован конфуцианством. Традиционная конфуцианская мораль и обусловленное ею нормативное поведение имели три главных аспекта — верность семье и семейной иерархии, человеколюбие в его конфуцианской интерпретации (применительно к чиновничеству принимавшее вид квазисемейного попечения над подведомственным и подконтрольным населением и имуществом) и полный приоритет долга над выгодой, материальной заинтересованностью, корыстью. По этим трем аспектам и группировались основные уголовные законы, обеспечивавшие карательное воздействие на тех чиновников, кто по какому-либо из этих трех параметров оказывался не соответствующим высокому положению управленца.

Оглавление доступно по ссылке:
http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=2102

***
IV
Рыбаков В.М. Танская бюрократия. Часть 2: Правовое саморегулирование. Том 3. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2018. 476 с. (Orientalia). ISBN 978-5-85803-517-6.

Монография В.М. Рыбакова «Танская бюрократия. Часть 2: Правовое саморегулирование. Том 3» представляет собой очередную часть исследования традиционной китайской бюрократии и посвящена исключительно рутине службы китайского чиновника, его служебным обязанностям и порядку их исполнения, а также реакции уголовного права на те или иные отклонения от установленного порядка работы или нарушения его.

Статьи уголовного кодекса династии Тан «Тан люй шу и» зачастую предваряют назначение мер наказания за служебные проступки описанием нормативного исполнения служебных обязанностей во всех подробностях, до мелочей. Подобный материал зачастую отсутствует в любых иных источниках либо отражен в них куда менее подробно. Анализ правового источника предстаёт в данном исследовании в первую очередь в виде описания правильной, продуманной и слаженной работы государственного аппарата. Строгость наказания, установленного законом за каждое данное дисциплинарное нарушение, служила количественной характеристикой значимости нарушенного дисциплинарного требования; сопоставление тяжести мер наказания позволяет сопоставить важность различных норм и правил службы. Полный перечень наказуемых действий чиновника по службе всесторонне демонстрирует, что именно и насколько настойчиво государство требовало от управленца непосредственно на рабочем месте. Какими требованиями и ограничениями обеспечивалось то качество службы, которое свидетельствовало бы о полном служебном соответствии чиновника и демонстрировало его профессиональную пригодность.

Органичное сочетание дотошного исследования конкретного материала и высокой степени его анализа и введения в общекультурный и общеадминистративный контекст танской эпохи придаёт настоящей работе свойства фундаментальной. Она в равной степени имеет свойства подробного справочника, а равно культурологического исследования.

Оглавление доступно по ссылке:
http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=6791
2019.09.16
править Ответить
2
Да, немало трудов требуют научные работы!
2019.09.17
ЛС Ответить