1
Ионов Алексей Юрьевич
РЕВИЗИЯ НЕОКОНФУЦИАНСТВА В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ГУ ЯНЬУ

Настоящее исследование посвящено Гу Яньу 顾炎武 (1613-1682), одному из наиболее влиятельных и оригинальных философов в истории Китая. Гу Яньу является выдающимся китайским ученым второй половины XVII века. Вместе с двумя другими крупнейшими мыслителями патриотической направленности Ван Фучжи 王夫之 (1619-1692) и Хуан Цзунси 黄宗羲 (1610-1695) Гу Яньу внес значительный вклад в сохранение конфуцианскойтрадиции и развитие китайской философии в эпоху существования маньчжурской империи Цин 大清国 (1644-1912).

Объект исследования – письменное наследие Гу Яньу (трактаты, записки, прозаические и поэтические произведения). Особый интерес представляет трактат «Записи ежедневных познаний» (32 свитка). В нем были переработаны и дополнены наблюдения, изложенные в более ранних по времени создания «Описаниях границ» (100 свитков) и «Книге достоинств и недостатков областей и уделов Поднебесной» (100 свитков). Основным источником, в котором данные тексты занимают 14 из 22 томов, является «Полное собрание сочинений Гу Яньу» (2011).

Предмет исследования – философские и общественно-политические взгляды Гу Яньу. Несмотря на строгость и лаконичность изложения, основные идеи и концепции Гу Яньу отличаются разнообразием.

Цель настоящей работы – определить значение ревизии неоконфуцианства, осуществленной «учением о простых [началах]» Гу Яньу, в истории китайской философии и охарактеризовать ее влияние на конфуцианскую традицию. В диссертации поставлены следующие задачи:

1. определить исторические предпосылки возникновения учения Гу Яньу;
2. выявить биографические факторы формирования взглядов Гу Яньу;
3. проанализировать содержание письменного наследия Гу Яньу;
4. рассмотреть главное философское произведение Гу Яньу «Записи ежедневных познаний»;
5. дать оценку ревизии неоконфуцианства Гу Яньу;
6. продемонстрировать интерпретацию конфуцианского учения Гу Яньу;
7. охарактеризовать философские идеи Гу Яньу.

Данная работа является первым в России диссертационным исследованием философских взглядов Гу Яньу. Его учение стоит не только у истоков различных программ национально-освободительной борьбы китайских тайных обществ эпохи Цин, но и у истоков официальной конфуцианской идеологии маньчжурской империи. Гу Яньу считал, что ослабление государственных институтов – закономерный итог ослабления официальной идеологии чуждыми китайской культуре ценностями. Именно эти чужеродные ценности нанесли вред конфуцианскому учению, которое утратило идеологическую направленность и принципиальность. Новизна работы заключается также во введении в синологическое рассмотрение круга проблем, связанных с изучением ранее неизвестных конфуцианских источников. Впервые в истории китаеведения в центре внимания оказался критический дух конфуцианского учения, который нашел выражение в китайском энциклопедизме XVII века.

В отечественной синологии впервые была изучена ревизия неоконфуцианства Гу Яньу как способ очищения конфуцианской традиции от чужеродных идей, проведен анализ его письменного наследия, прослежены истоки его взглядов и их трансформация, определены основные категории созданного им учения. Был предложен новый взгляд на место и роль Гу Яньу в конфуцианской философии и общественно-политической мысли Китая.

Исследование материалов по теме диссертации привело автора к выводам, выносимым в качестве положений на защиту:

1. В неоконфуцианстве произошла подмена традиционной конфуцианской проблематики морального долга буддийской проблематикой освобождения от страдания. Ревизия неоконфуцианства Гу Яньу вернула китайскую философию к ее нравственным истокам, в его учении обозначенным термином «простое» (пу 朴).
2. Философское учение Гу Яньу утверждает материальность «пути» (дао 道), важнейшего понятия китайской философии. В учении Гу Яньу понятие «путь» выражает не абстрактную метафизическую категорию, а совокупность конкретных физических законов, определяющих как нравственное, так и природосообразное существование любого материального объекта. Правильное поведение индивида, которое поддерживают физические законы, определяет чувство морального долга, зафиксированное в конфуцианских канонах, прежде всего, в «Каноне перемен».
3. Ревизия неоконфуцианства Гу Яньу показала, что в силу материальности «пути» китайская цивилизация структурирована традицией конфуцианских «канонов» (цзин 经), благодаря которым она сохраняет связь со своими истоками и имеет историческую преемственность.
4. Целью построения конфуцианской цивилизации следует считать достижение китайским народом состояния «великого мира», или «великого спокойствия» (тай пин 太平), которое Гу Яньу понимал как обретение суверенитета и территориальной целостности Китая. Именно для этой цели Гу Яньу осуществил рассмотрение и обобщение всей конфуцианской традиции в энциклопедическом трактате «Записи ежедневных познаний».
5. Гу Яньу в рамках своего историко-философского проекта создал уникальный текстуально-критический метод изучения конфуцианских произведений. Благодаря этому методу, известному как «простое учение» (пу сюэ 朴学), или «учение о простых [началах]», история китайской философии открывается через иероглифику канонического текста, по содержанию которого можно определить происхождение ключевых идей, связанных с традицией использования того или иного иероглифа, отсылающего к древнейшим пластам китайской мысли.
6. Текстуально-критический метод Гу Яньу предвосхищает и предопределяет научную интерпретацию идей китайской философии. В конфуцианской традиции каждая категория исторически была связана с определенным набором и значений, и интерпретаций. Гу Яньу досконально изучил процесс их формирования и эволюции, при этом свою точку зрения на важнейшие концепции подкрепил конкретными историческими примерами.

Полный текст диссертации доступен по ссылке:
http://dissovet.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=3&mod=dis&dis_id=1737
14д