Хочу подвести итоги моей эпопеи изучения тонов и поделиться некоторыми соображениями на этот счет.
Из-за кажущейся сложности данной темы на первых порах я полностью игнорировала важность овладения техникой произношения, думала, что как-нибудь всё самообразуется. И действительно, в быту такой речи хватало, тебя понимают, чего ж еще-то надо. Однако, меня саму очень напрягала неспособность легко усваивать новые слова, либо невозможность медленно произносить отдельные слова с целью акцентирования внимания. Поэтому я сжав зубы полезла в учебники.
Сегодня мне понятно, что именно тогда меня оттолкнуло от тонов. Приведу метафору с бильярдом. Вы решили обучится красиво и метко гонять шары, наняли тренера, взяли кий в руку, и, вместо того, чтобы отрабатывать стойку и удар, ваш тренер начинает на столе рисовать линии, как должен двигаться шар. Вы бьёте, шар летит куда-то не туда, а тренер опять рисует мелом правильную траекторию. Вы пытаетесь попасть по шару, тренер рисует точку, куда надо бить, а у вас кий почему-то соскальзывает. С таким тренером вы походите парочку занятий, а потом решите, что вы какой-то не такой и скромно закроете эту тему. Тоже самое и с тонами. У меня вопрос: как эта картинка должна помочь человеку в изучении тонов? Это же просто анализ звуковых волн.
Это как обучать горнолыжника, рисуя на снегу зигзаги вдоль которых он должен съезжать, вместо объяснения работы группы мышц.
Каждый тон - это как отдельный комплекс движений, который надо осваивать, отрабатывать и закреплять. Работать надо над каждым тоном в отдельности. Попытки изучения тонов парами - это такой же кривой бесполезный костыль. Если человек не владеет техникой отдельного тона, но пытается освоить сразу два, то ничего полезного из этого не выйдет. Заявляю это как человек, проходивший эту стадию.
Итак. Сначала надо осваивать первый тон, как базовый "верхний", и потом третий тон, как базовый "нижний", как антагониста "верхнему", чтобы у человека сразу сложилось понимание на уровне ощущений, что такое тоны и за счет чего они образуются. Потом из третьего выводится второй тон, как модифицированный "нижний", а под конец - четвертый, как модифицированный "верхний".
Медленно, долго, нудно, с максимальной амплитудой, тоны отрабатываются так же, как и различные техники удара по бильярдному шару до тех пор, пока они не будут доведены до автоматизма. По отдельности, в паре, в предложении, как угодно, но строго соблюдая технику "удара". Только тогда становится возможна свободная "тонированная" китайская речь.
Из-за кажущейся сложности данной темы на первых порах я полностью игнорировала важность овладения техникой произношения, думала, что как-нибудь всё самообразуется. И действительно, в быту такой речи хватало, тебя понимают, чего ж еще-то надо. Однако, меня саму очень напрягала неспособность легко усваивать новые слова, либо невозможность медленно произносить отдельные слова с целью акцентирования внимания. Поэтому я сжав зубы полезла в учебники.
Сегодня мне понятно, что именно тогда меня оттолкнуло от тонов. Приведу метафору с бильярдом. Вы решили обучится красиво и метко гонять шары, наняли тренера, взяли кий в руку, и, вместо того, чтобы отрабатывать стойку и удар, ваш тренер начинает на столе рисовать линии, как должен двигаться шар. Вы бьёте, шар летит куда-то не туда, а тренер опять рисует мелом правильную траекторию. Вы пытаетесь попасть по шару, тренер рисует точку, куда надо бить, а у вас кий почему-то соскальзывает. С таким тренером вы походите парочку занятий, а потом решите, что вы какой-то не такой и скромно закроете эту тему. Тоже самое и с тонами. У меня вопрос: как эта картинка должна помочь человеку в изучении тонов? Это же просто анализ звуковых волн.
Это как обучать горнолыжника, рисуя на снегу зигзаги вдоль которых он должен съезжать, вместо объяснения работы группы мышц.
Каждый тон - это как отдельный комплекс движений, который надо осваивать, отрабатывать и закреплять. Работать надо над каждым тоном в отдельности. Попытки изучения тонов парами - это такой же кривой бесполезный костыль. Если человек не владеет техникой отдельного тона, но пытается освоить сразу два, то ничего полезного из этого не выйдет. Заявляю это как человек, проходивший эту стадию.
Итак. Сначала надо осваивать первый тон, как базовый "верхний", и потом третий тон, как базовый "нижний", как антагониста "верхнему", чтобы у человека сразу сложилось понимание на уровне ощущений, что такое тоны и за счет чего они образуются. Потом из третьего выводится второй тон, как модифицированный "нижний", а под конец - четвертый, как модифицированный "верхний".
Медленно, долго, нудно, с максимальной амплитудой, тоны отрабатываются так же, как и различные техники удара по бильярдному шару до тех пор, пока они не будут доведены до автоматизма. По отдельности, в паре, в предложении, как угодно, но строго соблюдая технику "удара". Только тогда становится возможна свободная "тонированная" китайская речь.