1
На форуме часто говорят "китайский - это топиковый язык".

Хотелось бы узнать,
1) Кто придумал понятие "топиковый язык"?
2) Какие у топикового языка особенности?
3) Как это всё применить изучении китайского?

Очень люблю источники, которые до читателя хотя бы редактор проверяет, поэтому ссылки на магазеты, педивикию, форумы работников макдональдса и т.д. лучше не давать.
2015.09.16
ЛС Ответить
2
Судя по всему ноги растут отсюда
Li Ch.N., Thompson S.A. Mandarin Chinese: A Functional Reference Grammar. — Berkley: Univ. of California Press, 1981. — XVIII, 691 p.
2015.09.16
ЛС Ответить
3
2015.09.16小尼 педивикию, лучше не давать
В википедии всегда источники указаны, не стал бы ей брезговать. На английском их там куча.


Теория интересная, хотя с минимальным практическим использованием, чисто бороду почесать. Теоретическая теория.

У Курдюмова эта проблема тоже развивается, скорее в сторону "своей" теории, советую глянуть если интересно.



2015.09.16
ЛС Ответить
4
2015.09.16小尼 На форуме часто говорят "китайский - это топиковый язык".

Хотелось бы узнать,
1) Кто придумал понятие "топиковый язык"?
2) Какие у топикового языка особенности?
3) Как это всё применить изучении китайского?

Очень люблю источники, которые до читателя хотя бы редактор проверяет, поэтому ссылки на магазеты, педивикию, форумы работников макдональдса и т.д. лучше не давать.

рекомендую почитать сначала Теоретическую грамматику, на которую бкрс выше ссылается. А потом уже читать Ли и Томпсон. В книге у Курдюмова В.А. есть ответы на первые ваши два вопроса, а на последний.... Если говорить о практическом применении в обучении - никак непосредственно. А опосредованно - глубокое понимание языка всегда помогает в его изучении. Но топиковая теория применима скорее к разговорному языку, письменная норма совсем другая, там все стремятся причесаться под подлежащее и сказуемое (а это абсолютно разные категории). Почитайте Курдюмова (ибо там реально доступно все написано, поверьте на слово, я уже три года веду семинары по лингвистике и теор грамматике китайского, студенты все равно возвращаются к этой книге, ну или у самого Курдюмова В.А. спрашивают), за более детальным пониманием - к Ли и Томпсон, причем не обязательно их грамматику, они вместе и по отдельности написали немало статей, где также все подробно описано, но слов меньше, чем в книге))
А потом идите на улицу, или на лекции, которые китайцы читают (но только такие, где не с листочка, а живое общение), делаете аудиозапись, дешифруете и видите сплошные топики и комментарии в их речи. Собственно, у русских тоже самое. Если не разберетесь, тогда смотрите порождение и восприятие речи, это связанные темы. Только не психологический, а лингвистический аспект.
В принципе, на старших курсах в разделе 口语 эта теория помогает доходчивее строить предложения. Но это очень далекая от классов теоретическая вещь. она скорее поможет вам, если вы китайский знаете, кое-что объясняет. Мне, например, в моем исследовании фразовых частиц облегчает объяснение необходимости такого явления вообще)) А так, что бы, вот тут, студенты, у вас только комментарий, а топик опущен, ай-ай-ай! Можно, реально упрощает объяснение синтаксических ошибок, но для этого нужно сначала им объяснить, что такое топик и комментарий.
2015.09.16
ЛС Ответить
5
Кстати, БКРС некоторое время оцифровывался на сайте Курдюмова (мир языка) после выхода с полушария. Он там маячил, общался с нами, я тогда его книжку купил и изучил, очень понравилась. Потом сайт накрылся и всё потерялось из-за технической нерасторопности (делайте бэкапы facepalm).
2015.09.16
ЛС Ответить