2015.09.16小尼 На форуме часто говорят "китайский - это топиковый язык".
Хотелось бы узнать,
1) Кто придумал понятие "топиковый язык"?
2) Какие у топикового языка особенности?
3) Как это всё применить изучении китайского?
Очень люблю источники, которые до читателя хотя бы редактор проверяет, поэтому ссылки на магазеты, педивикию, форумы работников макдональдса и т.д. лучше не давать.
рекомендую почитать сначала Теоретическую грамматику, на которую бкрс выше ссылается. А потом уже читать Ли и Томпсон. В книге у Курдюмова В.А. есть ответы на первые ваши два вопроса, а на последний.... Если говорить о практическом применении в обучении - никак непосредственно. А опосредованно - глубокое понимание языка всегда помогает в его изучении. Но топиковая теория применима скорее к разговорному языку, письменная норма совсем другая, там все стремятся причесаться под подлежащее и сказуемое (а это абсолютно разные категории). Почитайте Курдюмова (ибо там реально доступно все написано, поверьте на слово, я уже три года веду семинары по лингвистике и теор грамматике китайского, студенты все равно возвращаются к этой книге, ну или у самого Курдюмова В.А. спрашивают), за более детальным пониманием - к Ли и Томпсон, причем не обязательно их грамматику, они вместе и по отдельности написали немало статей, где также все подробно описано, но слов меньше, чем в книге))
А потом идите на улицу, или на лекции, которые китайцы читают (но только такие, где не с листочка, а живое общение), делаете аудиозапись, дешифруете и видите сплошные топики и комментарии в их речи. Собственно, у русских тоже самое. Если не разберетесь, тогда смотрите порождение и восприятие речи, это связанные темы. Только не психологический, а лингвистический аспект.
В принципе, на старших курсах в разделе 口语 эта теория помогает доходчивее строить предложения. Но это очень далекая от классов теоретическая вещь. она скорее поможет вам, если вы китайский знаете, кое-что объясняет. Мне, например, в моем исследовании фразовых частиц облегчает объяснение необходимости такого явления вообще)) А так, что бы, вот тут, студенты, у вас только комментарий, а топик опущен, ай-ай-ай! Можно, реально упрощает объяснение синтаксических ошибок, но для этого нужно сначала им объяснить, что такое топик и комментарий.