В понятии "лица" не так уж много специфически китайского. Как и в любой стране, важно, насколько вы зависимы от человека, который может "потерять лицо": это ваш клиент, ваш начальник или ваш поставщик, ваш подчиненный? С начальниками, чиновниками, клиентам и в России принято обращаться крайне осторожно. И россиян тут не удивишь ни разу, наоборот - мы китайцев можем удивить: китайцы, хоть, и провозглашают 顾客就是上帝, в реальности клиентов могут выбирать, и не представляют ту рабскую степень зависимости от клиента, которая свойственна российскому бизнесу, поэтому часто изумляют россиян тем, что вообще могут перечить клиенту и спорить с ним. Что касается лица поставщика: там, где задействованы деньги, вопросы лица вообще третьестепенны - как и России, нерадивые поставщики развивают в себе крайние степени устойчивости к любым поношениям; как и в России, ради прибыли хорошие поставщики вынужденно работают с неприятными и грубыми клиентами. О лице нижестоящих и зависимых не принято особо печься ни тут, ни там. Все определяется воспитанностью/самодурством конкретного босса. При неисполнении обязанностей, никакой начальник и минуты не потратит на размышления о лице подчиненного - его будет волновать только вопрос, как правильно оформить увольнение, чтобы не платить компенсаций. Как понимаю, там, где нет прямого финансового результата работы (в университетской среде, например), "лицо" может использоваться как инструмент давления и манипуляций. Но раздувание обидок и подсиживания - опять же не специфика Китая, везде такое есть.
Специфика Китая скорее не в самом наличии лица, а в том, что в принципе китайцы считают любое попадание в открытый конфликт проигрышной, убыточной ситуацией, которую надо избегать, даже ценой каких-то уступок и потерь. Рассуждения о "лице" как раз и служат прикрытием такого панического страха открытого конфликта. Не "я проглотил обиду", а "я дал лицо" другой стороне.
Т.е. китайская специфика – в уходе от открытого конфликта, в долготерпении, вызванном вовсе не реальным смирением, а затаенным ожиданием, что другая сторона очнется, наконец, и станет вести себя в соответствии с общепринятой нормой. Если с другой стороны люди приличные, то такая стратегия дружелюбия и избегания лишних конфликтов может быть очень даже продуктивной. Опасность возникает, когда вторая сторона, не встречая никакого должного отпора, продолжает и продолжает терять лицо такому «коту Леопольду», пока скрытый конфликт не прорывается, как вулкан, и не происходит какой-то разрушительный выплеск эмоций.
Специфика Китая скорее не в самом наличии лица, а в том, что в принципе китайцы считают любое попадание в открытый конфликт проигрышной, убыточной ситуацией, которую надо избегать, даже ценой каких-то уступок и потерь. Рассуждения о "лице" как раз и служат прикрытием такого панического страха открытого конфликта. Не "я проглотил обиду", а "я дал лицо" другой стороне.
Т.е. китайская специфика – в уходе от открытого конфликта, в долготерпении, вызванном вовсе не реальным смирением, а затаенным ожиданием, что другая сторона очнется, наконец, и станет вести себя в соответствии с общепринятой нормой. Если с другой стороны люди приличные, то такая стратегия дружелюбия и избегания лишних конфликтов может быть очень даже продуктивной. Опасность возникает, когда вторая сторона, не встречая никакого должного отпора, продолжает и продолжает терять лицо такому «коту Леопольду», пока скрытый конфликт не прорывается, как вулкан, и не происходит какой-то разрушительный выплеск эмоций.