Почему в китайских академических кругах так ценятся труды Макса Вебера? Без преувеличения можно сказать, что его самого вовзводят в идолы, а работы его назыают "ключом к западу". От чего такая помешанность на одной определенной фигуре и встречали ли вы подобную тенденцию в других странах, хотя бы России, например?
supernova, Хороший вопрос, однако. Не знаю, почему в Китае, более чем в других странах, но если говорить о потенциальных причинах его популярности:
1. Некоторые видят в нём часть "святой троицы" западных социальных наук - наряду с Марксом и Дюркгеймом. В конце концов, на их идеях и основаны современные социальные науки. 2. Он "мультидисциплинарен" и "интердисциплинарен" - писал практически обо всём - там и религия, и политика, и экономика, и философия, и история - собственно, всё, что хотите. И везде он внёс свой вклад, поэтому, наверное, можно видеть в нём определённый "ключ к западу". 3. Он писал о Китае (ну Маркс тоже немного писал, но это не то). Насчет тенденций в других странах... ну Маркс сейчас вернулся в моду (относительно). В остальном, ничего такого масштаба не замечал. 2017.11.11
Возможно, одна из причин в том, что Вебер дает ответ на вопрос, который мучает китайцев последние полторы сотни лет: почему в определенной момент времени западная цивилизация вдруг сделала такой рывок, оставив далеко позади Китай с его многотысячелетней историей. Все равно что книги из серии "как стать богатым и успешным" или биографии миллионеров, которые люди покупают, в надежде открыть для себя тайну их богатства.
Ну и конечно, сам по себе Вебер и в западной социологии - фигура достаточно видная, к тому же проверенная временем. Правда, на мой взгляд, "Протестантская этика..." противоречит положениям марксизма. 2017.11.11
supernova, И как раз статья на эту тему (примерно):
http://www.eastasianhistory.org/sites/default/files/article-content/25-26/EAH25-26_10.pdf 2017.11.11
2017.11.11supernova Почему в китайских академических кругах так ценятся труды Макса Вебера? Без преувеличения можно сказать, что его самого вовзводят в идолы.Потому что списывают. Потому что система социально-философского знания в современном Китае глубоко вторична по отношению к западной философии. Множество работ являются переводами, пересказами перепевками с китайской спецификой. Вебер широко изучается и цитируется на Западе, потому и интересен. По той же причине в Китае ужасно популярны Хайдеггер, Гадамер, Витгентштейн и прочая братия, идеи которых страшно далеки от марксизма. Тем не менее, особенно ловким китайским авторам удаётся даже Фрейда поженить с марксизмом. Эта тенденция верна и для России. Посмотрите по частоте цитирования, например, как в родных палестинах любят Ханну Арендт и т.п... 2017.11.12
2017.11.12萨沙老师 Потому что списывают. Определенная доля "списывания" в Китае, безусловно, существует. Но более инетерсно то, что та, оставшаяся часть, не занимающаяся копированием Запада, все также направляет самые светлые умы в сторону Вебера. Дело не в простом сверх упоминании его имени и каких то идей в работах других исследователей, а именно, углубленное, всестороннее изучение и распространение как среди молодежи так и более старшего поколения академиков. Все сильнее и сильнее появляется ощущение, что современники отходят от идей великого Маркса, и все больше придают внимание Веберу. Как будто одим 马克思 заменяют другого. Одно дело "почему" это делается, еще интересней "для чего". 2017.11.12
2017.11.12supernova Одно дело "почему" это делается, еще интересней "для чего".Я не склонен видеть в этом заговора профессоров по тихому свержению Маркса с идеологического постамента. Я в этом вижу обычную для китайских ученых надутую корову: попытку показать свою научную продвинутость, мол, не Марксом единым, мы не только в марксизм уперли лбов медь... Но буду рад, если это искренний научный интерес. Ибо Вебер, несмотря на явное пренебрежение диалектикой, объективно ценен и необходим для изучения в любой системе методологических координат. 2017.11.12
|