1
Блажкина Анастасия Юрьевна

СИСТЕМА ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ В КОНФУЦИАНСКИХ ГОДЯНЬСКИХ РУКОПИСЯХ

Специальность 09.00.03 – история философии

Настоящее исследование посвящено выявлению, анализу и систематизации основных философских категорий, запечатленных в конфуцианском корпусе годяньских рукописей. Годяньские рукописи были обнаружены китайскими учеными в процессе археологических раскопок древних захоронений в октябре 1993 г. в уезде Шаян провинции Хубэй (территория древнего царства Чу). По месту обнаружения рукописи на бамбуковых планках были названы 郭店竹简 годянь чжу цзянь – «годяньские бамбуковые планки из захоронения в царстве Чу». Китайские археологи обнаружили 804 планки трапециевидной формы, на 730 из них были начертаны знаки чуской письменности, всего около 13000 иероглифов. Незадолго до проведения раскопок могильник дважды подвергался разграблению, но основная часть бамбуковых планок не пострадала. До настоящего времени авторство годяньских рукописей не установлено. Учеными выдвигаются различные догадки по данному вопросу. Исходя из анализа содержания конфуцианского корпуса годяньских рукописей, можно предположить, что данные тексты создавались как руководство для представителей верховной власти. Нахождение годяньских рукописей в философском мире расценивается как значительное культурное событие.

Объектом диссертационного исследования избраны философские тексты Древнего Китая, непосредственно – конфуцианские годяньские тексты конца IV – начала III вв. до н.э. (эпоха Чжаньго, 475 до н. э. – 221 до н. э.). Корпус годяньских рукописей включает следующие тексты: «Цзы и» («Черные одежды»), «У син» («Пять стихий»), «Лу му гун вэнь юй цзы сы юэ» («Луский Му-гун спросил Цзы Сы»), «Цюн да и ши» («Простота или величие зависят от случая»), «Тан Юй чжи дао» («Дао Тана и Юя»), «Чжун синь чжи дао» («Дао преданности и верности»), «Син цзы мин чу» («Природа определяется судьбой»), «Чэн чжи вэнь чжи» («Искренний внимает»), «Лю дэ» («Шесть добродетелей»), «Цзун дэ и» («Почитать добродетель и долг»), «Юй цун и» («Собрание речей». Часть 1), «Юй цун эр» («Собрание речей». Часть 2), «Юй цун сань» («Собрание речей». Часть 3). Исследовательский вектор конкретизируется предметом исследования: система философских категорий, запечатленная в конфуцианских годяньских текстах.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы – реконструировать систему философских категорий в конфуцианских годяньских рукописях. В диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Выявить основные критерии определения конфуцианской философии и квалифицировать годяньские тексты в их принадлежности к конфуцианскому наследию.
2. Проанализировать главные значения и особенности категории Неба в годяньских рукописях, а именно: Небо как природный порядок; Небо как моральный принцип и собрание социальных норм; Небо как источник индивидуального синхронного опыта.
3. Показать истоки проблемы человеческой природы-син в истории китайской философии, а также ответить на вопрос о характеристике человеческой природы-син в годяньских рукописях.
4. Рассмотреть основные постулаты политической философии, сформированной автором (авторами) годяньских рукописей в следующих трех аспектах: а) образ идеального правителя; б) концепция ненаследственной передачи власти; в) образ преданного чиновника.

Настоящее диссертационное исследование развивает, корректируя и переосмысляя разработки предшественников. Согласно поставленным задачам научную новизну данной работы составляет:
1. Анализ философских построений раннего конфуцианства на примере годяньских текстов позволяет выявить перспективные направления дальнейшего развития синологии, а именно: рассмотрение космологических и социальнополитических оснований ранней конфуцианской философии (категория Неба), исследование политической мысли древних китайцев (концепция ненаследственной передачи власти, доктрина идеального управления). Кроме того, обращение к годяньским текстам ставит перед синологами вопрос о взаимосвязи раннего конфуцианства и раннего даосизма (сопоставление конфуцианского и даосского Дао), о плюрализме раннеконфуцианских школ (вопрос о возможной идентификации автора или авторов годяньских текстов).
2. В научный оборот вводятся новые тексты, которые характеризуют идейную эволюцию китайской мысли в период от Кун-цзы (551 – 479 до н. э.) до Мэн-цзы (372 – 289 до н. э.).
3. Разработана типология критериев, позволяющих относить тот или иной текст к конфуцианскому идейному наследию – текстовой или формальный критерий, критерий конфуцианского Дао (само Дао выступает критерием определения конфуцианской философии), критерий семьи (выраженный в нравственных основаниях сыновней почтительности и братской любви), критерий человеколюбия (берущий за основу архетип человеколюбия), антропологический критерий (социально-исторический критерий).
4. Выявлены актуальные философские вопросы, характерные для периода второй половины эпохи Чжаньго (475 до н. э. – 221 до н. э.), в частности: происхождение материальных вещей, источник моральных норм, взаимосвязь природы и судьбы, корреляция между кровнородственными и социальными отношениями, порядок наследования верховной власти, сущностное определение идеального государя и преданного чиновника.
5. Детально рассмотрены социально-политические идеи автора (авторов) годяньских рукописей, в том числе впервые в отечественной синологии дан анализ раннеконфуцианской концепции о ненаследственной передаче власти (доктрина шань).
6. Впервые в российской синологии исследована категория Неба, понимаемая как источник личного синхронного опыта человека.
7. На примере анализа годяньских рукописей, дана интерпретация таких ключевых философских категорий, как: Небо (天 тянь) (источник природного порядка, основа для социальных и моральных норм, причина синхронного опыта индивидуума), человеческая природа ( 性 син) (этически нейтральная, даруемая судьбой составляющая, в отличие от природы других существ способная к обучению и самосовершенствованию); судьба (命 мин) (волеизъявление Неба, связанное со случаем; комбинация различных факторов, изменяющихся в зависимости от обстоятельств); случай (时 ши) (причина позитивного или негативного синхронного опыта); сердце (心 синь) (феномен, связывающий природу и судьбу), преданность (忠 чжун) (определяющая характеристика чиновника), верность (信 синь) (определяющая характеристика государя) и др.

Согласно поставленным задачам автор исследования приходит к следующим выводам, выносимым на защиту:
1. Центральной для философских построений автора (авторов) годяньских рукописей была категория Неба, которая понималась как совокупность следующих трех сущностей: Небо как природный порядок; Небо как источник моральных норм и социальных установлений; Небо как источник синхронного опыта индивидуума.
2. Категория Неба в годяньских рукописях тесно связана еще с двумя ключевыми категориями: судьба (命 мин) и человеческая природа (性 син). Человеческая природа обладает нейтральной этической направленностью, она становится злой или доброй под действием внешних обстоятельств. Природа ниспосылается Небом и проявляется при помощи действий судьбы. Конфуцианство гармонизирует и связывает природу и судьбу через сердце, призывает совершенствовать природу посредством изучения канонических книг.
3. В рамках рассуждений о природе человека в годяньских рукописях человек осмысляется не только сам по себе, но и в связи со смыслообразующими системами: семьей и обществом. При этом утверждается примат кровнородственных связей над связями социальными и демонстрируется онтологическое сходство и различие между ними.
4. Анализ социально-политических воззрений автора (авторов) годяньских рукописей показывает, что, с одной стороны, данные тексты расширяют теоретическую базу конфуцианства, дополняя ее такими концепциями, как доктрина шань (система ненаследственной передачи власти), ориентация на шесть этических составляющих (совершенная мудрость, мудрость/знание, человеколюбие, долг, преданность, верность), а с другой стороны, продолжают развивать традиционные для конфуцианства онтологические и этические категории (главенствующее положение сыновней почтительности, человеколюбия и долга). Общим для конфуцианского корпуса годяньских рукописей является их направленность на проблемы социально-политического характера, в центре которых стоят вопросы эффективного управления Поднебесной (правитель – образец для народа, роль бюрократического аппарата).

Полный текст диссертации доступен по ссылке:

http://dissovet.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=3&mod=dis&dis_id=1443
2019.11.09
Ответить