RuiNing, Ну вот - это уже дело, древние китайцы гораздо более удачная тема для дискуссии, чем современные. 范純仁 дело говорит
Вот только почему ваш древний китайский мудрец "пишет" на 白话? Давайте вэньянь
Прежде чем обсуждать мудрецов, давайте вспомним, что говорил уважаемый Хань Фэй:
Цитата:上古之世,人民少而禽獸眾,人民不勝禽獸蟲蛇,有聖人作,搆木為巢以避群害,而民悅之,使王天下,號曰有巢氏。民食果蓏蚌蛤,腥臊惡臭而傷害腹胃,民多疾病,有聖人作,鑽燧取火以化腥臊,而民說之,使王天下,號之曰燧人氏。中古之世,天下大水,而鯀、禹決瀆。近古之世,桀、紂暴亂,而湯、武征伐。今有搆木鑽燧於夏后氏之世者,必為鯀、禹笑矣。有決瀆於殷、周之世者,必為湯、武笑矣。然則今有美堯、舜、湯、武、禹之道於當今之世者,必為新聖笑矣。是以聖人不期脩古,不法常可,論世之事,因為之備。宋人有耕田者,田中有株,兔走,觸株折頸而死,因釋其耒而守株,冀復得兔,兔不可復得,而身為宋國笑。今欲以先王之政,治當世之民,皆守株之類也。
(韓非子,五蠹 )
(перевод мой, что и видно по его корявости, не судите строго, читайте оригинал. Думал обойтись только тем, что выделено жирным шрифтом, но потом решил, что риторический эффект будет потерян, так что вот вам весь отрывок)
В глубочайшей древности, людей было мало а птиц и зверей - много. Люди были не в силах одержать верх над птицами и зверьми, и над змеями и пресмыкающимися. Тогда появился великий мудрец и создал для них гнёзда на деревьях, чтобы они могли избегать опасностей. Люди обрадовались, сделали его правителем поднебесной и прозвали его "Господином Гнёзд". Люди ели (сырые) фрукты и ягоды, устрицы и моллюски, вещи противные и зловонные, которые вредили их желудкам, и многие из них болели. Тогда появился великий мудрец, который добыл огонь с помощью трения палок и избавился от зловония. Люди обрадовались, сделали его правителем поднебесной и прозвали его "Господином Трущим Палки". Во времена средней древности, поднебесную поразил потоп, и тогда (чтобы бороться с ним), Гунь и Юй вырыли каналы. В недалёком прошлом, Цзе и Чжоу(-синь) своей жестокостью привели к смуте, а Тан и У(-ван) пошли на них карательным походом. Если бы при династии Ся появились строящий гнёзда и трущий палки, то Гунь и Юй наверняка бы их засмеяли. Если бы при династиях Инь (Шан) и Чжоу появился роющий каналы, Тан и У наверняка бы его засмеяли.
Таким образом, те, кто в наше время восхваляют Путь Яо, Шуня, Тана, и Юя, наверняка будут подвергаться насмешкам со стороны новых мудрецов. Поэтому, великий мудрец не пытается восстановить прошлое, не подражает устоявшимся правилам, он рассуждает об актуальных делах, и подготавливается (действует) в соответствии с этим.
В княжестве Сун, был человек который вспахивал поле. Посреди поля стоял пень, заяц пробегал по полю, врезался в пень, сломал шею и умер. Поэтому, тот человек бросил свой плуг, и принялся сторожить пень, в надежде поймать еще одного зайца. Зайца-то он поймать не смог, а (зато) был выставлен на посмешище сунцами. Все те, кто нынче желают управлять людьми методами правителей прежних эпох, подобны тем, кто сторожат пни (надеясь поймать зайца).
2017.06.18snum23 вот еще образчик восточной мудрости
извините
"Ну вот, пришел поручик Ржевский и все опошлил!"