Arhaluk, Рейхсканцлер, буду разбираться, спасибо !
2019.06.03妈妈妈妈 Arhaluk, Рейхсканцлер, буду разбираться, спасибо ! Интересная это все тема. Но даосизм далек от нас, от русской ментальности; практически невозможно достичь интуитивного понимания даже его основных концепций, если ты не вырос в Китае. Это закрытая религия, ее закрытость сопоставима с индуизмом и иудаизмом. Неоплатонизм и буддизм всех видов нам гораздо ближе, не говоря уже о христианстве, которым буквально пронизана наша литература, музыка, язык. 2019.06.03
В общем-то именно с этим я им столкнулся, моизм, конфуцианство, легизм очень хорошо понял и запомнил, а даосизм дремучий лес
2019.06.03Рейхсканцлер Интересная это все тема. Но даосизм далек от нас, от русской ментальности; практически невозможно достичь интуитивного понимания даже его основных концепций, если ты не вырос в Китае. Это закрытая религия, ее закрытость сопоставима с индуизмом и иудаизмом. 2019.06.03
2019.06.03妈妈妈妈 В общем-то именно с этим я им столкнулся, моизм, конфуцианство, легизм очень хорошо понял и запомнил, а даосизм дремучий лес Вы смешиваете религию и философию. 1) Моизм и легизм - это отдельные социально-политические учения, их можно изучать в курсе социологии. 2) В конфуцианстве уже есть религиозные элементы, но почти отсутствует "мистические" практики. 3) Даосизм же - это полноценная религия со своей теологией, несколькими школами, канонизированными святыми и т.д., которая и сейчас развивается (неодаосизм). Китайцы сами все это упорядочивают так: конфуцианство задает законы "внешней" жизни, даосизм - "внутренней". Снаружи конфуцианец, внутри даос, а по паспорту - коммунист: вот популярный вариант самоидентификации китайца. 2019.06.03
Цитата: Снаружи конфуцианец, внутри даос, а по паспорту - коммунистАбрам, вы думаете, они будут бить по паспорту? 2019.06.03
Видите ли вопросы на гос экзамен я составлял не сам, а доблестная кафедра востоковедения в моем вузе.
2019.06.03Рейхсканцлер Вы смешиваете религию и философию. 2019.06.03
2019.06.03妈妈妈妈 Arhaluk, рад, что Вам все видно Вот что об этом написано в "Чжуан-цзы":
Беззубый спросил у Ван Ни: "Знаете ли вы, в чем вещи подобны друг другу?" -- Как я могу это знать? -- ответил Ван Ни. -- Знаете ли вы то, что вы не знаете? -- Как я могу это знать? -- Стало быть, никто ничего не знает? -- Как я могу это знать? Однако же попробую объясниться: откуда вы знаете, что то, что я называю знанием, не является незнанием? И откуда вы знаете, что то, что я называю незнанием, не является на самом деле знанием? Позвольте теперь спросить: если человек переночует на сырой земле, у него заболит поясница и отнимется полтела. А вот случится ли такое с лосем? Если человек поселится на дереве, он будет дрожать от страха, а вот так ли будет чувствовать себя обезьяна? Кто же из этих троих знает, где лучше жить? Люди едят мясо домашних животных, олени едят траву, сороконожки лакомятся червячками, а совы охотятся за мышами. Кому из этих четырех ведом истинный вкус пищи? Обезьяны брачуются с обезьянами, олени дружат с лосями, угри играют с рыбками. Маоцзян и Сиши слыли первыми красавицами среди людей, но рыбы, завидев их, тотчас уплыли бы в глубину, а птицы, завидев их, взметнулись бы в небеса. И если бы их увидели олени, они бы с испугу убежали в лес. Кто же среди них знает, что такое истинная красота? По моему разумению, правила доброго поведения, суждения об истине и лжи запутанны и невнятны. Мне в них не разобраться." Далее
"Цюйцяо-цзы спросил у Чанъу-цзы: "Я слышал от Конфуция, что мудрый не обременяет себя мирскими делами, не ищет выгоды, не старается избегнуть лишений, ни к чему не стремится и даже не держится за Путь. Порой он молчит -- и все выскажет, порой говорит -- и ничего не скажет. Так он странствует душой за пределами мира пыли и грязи. Конфуций считал, что это все сумасбродные речи, а я думаю, что так ведут себя те, кто постигли сокровенный Путь. А что вы думаете?" Чанъу-цзы ответил: "Эти речи смутили бы даже Желтого Владыку, разве мог уразуметь их Конфуций? К тому же ты слишком скор в суждениях. Видишь яйцо -- и уже хочешь слышать петушиный крик, видишь лук -- и хочешь, чтобы тебе подали жаркое из дичи. Я расскажу тебе, как придется, а ты уж, как придется, послушай, хорошо?" И вот чудесный пассаж, прямо перед сном бабочки: "罔兩問景曰:「曩子行,今子止,曩子坐,今子起,何其無特操與?」景曰:「吾有待而然者邪!吾所待又有待而然者邪!吾待蛇蚹、蜩翼邪!惡識所以然?惡識所以不然?」" "Полутень спросила у Тени: "Раньше ты двигалась, теперь ты стоишь на месте, раньше ты сидела, теперь стоишь. Почему ты так непостоянна в своих поступках?" Тень ответила: "А не потому ли я такая, что я от чего-то завишу? А может, то, от чего я завишу, тоже от чего-то зависит? Может быть, я завишу от чешуйки на хребте змеи или от крылышек цикады? Откуда я могу знать, почему я такая или другая?" Или другой перевод:
"Отсвет спросил у Света: – Ты раньше двигался, сейчас неподвижен, раньше сидел, а сейчас встал. Почему в твоих действиях невозможно увидеть разумный смысл и цель? Свет ответил Отсвету: – Я просто жду, потом, принимая, следую. То, чего я жду, тоже лишь следует тому, от кого дождется. Мое ожидание – как ожидание движения чешуйки на змеиной коже или крылышка цикады. Откуда мне знать, кто управляет движением, откуда знать, кто не управляет движением?" Или, не побоюсь этого слова, аллюзия на "Чжуан-цзы":
"- Не знаю, как объяснить. - А ты уже объяснил, - сказал Дима. - Когда про луну говорил. Луна и есть главная танцплощадка. И одновременно главная лампочка главного Ильича. Абсолютно то же самое. Свет не настоящий. - Да нет, - сказал Митя. - Свет настоящий. Свет всегда настоящий, если он виден. - Правильно, - сказал Дима. - Свет настоящий. Только откуда он? - Что значит "откуда"? От луны. - Да? А тебе никогда не приходило в голову, что она на самом деле абсолютно черная? - Я бы сказал, что она скорее желто-белая, - ответил Митя, внимательно поглядев вверх. - Или чуть голубоватая. - Скажи. Миллиардов пять мух с тобой, конечно, согласятся. Но ведь ты не муха. Из того, что ты видишь желтое пятно, когда смотришь на Луну, совершенно не следует, что она желтая. Я вообще не понимаю, как этого можно не понять. Ведь прямо вверху висит ответ на все вопросы. - Может быть, - сказал Митя, - но у меня, к сожалению, ни одного из этих вопросов не возникает. Впрочем, я тебя понял. Ты хочешь сказать, что когда я смотрю на луну, то вижу солнечный свет, который она отражает, а сама она не светится. По-моему, это не важно. С меня достаточно того, что свет существует. И когда я его вижу, то главное, что есть во мне, заставляет меня двигаться в направлении к свету. А откуда он, какой он - это все слова. - Ну хорошо. К луне ты двигаться не желаешь. А к какому свету ты идешь сейчас? - К ближайшему фонарю. - А потом куда? - К следующему. - Ладно, - сказал Дима, - давай тогда поставим эксперимент на одном насекомом. Он вытянул вперед руку с разведенными веером пальцами, и все фонари на набережной погасли. Митя остановился. - А к какому свету ты направишься сейчас? - спросил Дима. - Ну ты даешь. Как ты это сделал? - Именно так, - сказал Дима, - как ты подумал. Договорился с монтером, чтобы тот сидел в кустах и ждал, когда я дам ему знак. И все это исключительно для того, чтобы произвести на тебя впечатление. - Я так подумал? - А разве нет? - Ну, в общем, да. Правда, не совсем так. Я действительно подумал про монтера и про знак, но только не про кусты. - Про кусты ты тоже подумал. - Да, я не о фонарях. Я о Луне. Точнее, о Чехове, не важно. Как ты это делаешь? - Что? Мысли читаю? - Да нет, это я сам могу. Чужие несложно. Я о фонарях. - Очень просто. Если ты ответил себе на один вопрос, то можешь управлять всеми видами света. - Какой вопрос? - спросил Митя. - Вообще лучше самому задать его себе, но поскольку ты не очень склонен это сделать, тебе задам его я. Дима выдержал паузу. - Луна отражает солнечный свет, - сказал он. - А свет чего отражает Солнце? Митя молча сел на скамейку и откинулся на спинку." Вы хоть чуть-чуть улавливаете смысл? 2019.06.03
|