Даосизм не то чтобы отрицает бессмертие души, в нем вообще нет деления на "этот" и "тот" мир, нет оппозиции посюстороннего и потустороннего, вместо этого есть плавный переход. Поэтому все слова о "бессмертии", которые есть в даосизме, надо понимать максимально натуралистически, как телесное, ощутимое, материальное бессмертие, а не какое-то умопостигаемое. Если это попытаться вписать в европейскую систему категорий, то получится, что ни о каком бессмертии души в даосизме речи нет.
Вообще, в структуре человека есть лишь три составляющих:
а) дух б) жизненная энергия (ци) в) формообразующая эссенция И все это - материя, разной степени тонкости. Даже моральные законы в даосизме (как и в конфуцианстве) - это некая тонкая материя, а не идея. 2019.06.03
Цитата:Если это попытаться вписать в европейскую систему категорий, то получится, что ни о каком бессмертии души в даосизме речи нет. ![]() ![]() 2019.06.03
![]() У меня есть интерес, но не к даосизму 2019.06.03
Цитата:И все это - материя, разной степени тонкости. Даже моральные законы в даосизме (как и в конфуцианстве) - это некая тонкая материяА материю уничтожить нельзя 2019.06.03
Так я это и понимаю, вопрос мой изначально вообще в другом. Какая суть Лецзы и Чжуанцзы
2019.06.03 2019.06.03
![]() 2019.06.03
Цитата:Какая суть Лецзы и Чжуанцзы? ![]() ![]() 2019.06.03
Да, я бы тоже отсылал к Торчинову, практически к любым его работам по даосизму. Общую идею я высказал выше: дихотомии европейской философии и христианства к даосизму неприменимы.
Правда, даосизм эволюционировал, более поздние концепции чуть менее материалистичны, чем ранние : если у Лао Цзы Дао - это фактически некая "вещь", то у Чжуан Цзы это уже скорее принцип, процесс, причина вещественности вещей. 2019.06.03
Цитата:Философские идеи Лецзы и Чжуанцзы. Проблема жизни и смерти ![]() Берете перед собой чистый лист бумаги, на нем пишите от руки (это основная аксиома Вашего будущего ответа, ось симметрии и центр тяжести): Цитата:Даосизм не то чтобы отрицает бессмертие души, в нем вообще нет деления на "этот" и "тот" мир, нет оппозиции посюстороннего и потустороннего, вместо этого есть плавный переход. Поэтому все слова о "бессмертии", которые есть в даосизме, надо понимать максимально натуралистически, как телесное, ощутимое, материальное бессмертие, а не какое-то умопостигаемое. Если это попытаться вписать в европейскую систему категорий, то получится, что ни о каком бессмертии души в даосизме речи нет.Если Вам это непонятно, тогда напишите, будем разбирать. Если более-менее понятно, то новый абзац, с красной строки: Цитата:в структуре человека есть лишь три составляющих:Дальше скажите себе (можно вслух): и Ле-цзы, и Чжуан-цзы говорят именно о том, что я только что написал. Что именно они об этом говорят? - И ныряете в Торчинова за уточнениями 2019.06.03
|