2024.03.08ppk14 - словно у нас кто-то спорит с начальством
- как часто прямо говоришь друзьям/знакомым, что тебе лень им помогать/они для тебя не так важны как Х/говоришь что они тебе надоели и т.п.?
- стереотип. сильно не ругаются по той же причине по которой у нас бы не ругались с умирающей бабушкой у которой норм квартира в собственности
- скажет если вы прямо 兄弟, точно также как у нас никто не будет такое говорить незнакомому человеку, это унизительно
Тут скорее нужно ставить вопрос "почему иностранцы не видят в китайцах таких же людей как они сами".
Вот-вот. Узнал вообще-то в описании многих наших соотечественников
2024.03.08Укенг Если говорить о бизнесе, то я, например, никогда не соблюдаю с китайцами "культуру лица". Сделали брак, недопоставили, нарушили график, нарушили какое-то обещание - так прямо в глаза и говорю, хоть прилюдно, хоть нет (даже стараюсь, чтобы прилюдно), да еще и норовлю, чтобы посильнее задело, чтобы проняло. Типа,
"Ну вот смотри, ты обещал так, а сделал так... нет, не звизди, никакого недопонимания не было, вот видишь я тебе 2 раза письменно напоминал и ты подтверждал, вот же твоя подпись... что значит случайно? уже третий раз, и в январе так было, и в мае прошлого года... что значит там было не так? точно такая же ситуация была, ты точно так же обещал и не сделал, тебе письма от тех дат показать? Вот они. Вот, смотри...
Вот зачем обманываешь? Если не можешь контролировать этот процесс, скажи честно и мы будем исходить из того что не можешь, оставим тебе ту часть, которую ты в состоянии сделать нормально, остальное закажем у других, а то каждый раз обещаешь и каждый раз обманываешь...ну вот как с тобой дальше работать? вот ты сейчас опять пообещаешь, а как тебе верить, если мы же видим, что ты почти всегда нарушаешь обещания?"
Те, кто истерит, сразу посылаются нахрен, с теми, кто краснеет, бледнеет, писает в штаны, но терпит, можно как-то работать, хотя бы страх и четкое понимание того, что если накосячит, то будет публично унижен, позволяет как-то на них положительно влиять.
Но даже при таком вот подходе косяки часто повторяются, а если допускаешь хоть каплю "культуры лица", то они вообще перестают чесаться.
Мне кажется, склонность многих китайцев к 差不多 происходит именно из-за того, того что они ожидают, что им не дадут потерять лицо, что любой косяк заглаживается совметной жратвой в ресторане, обменом сигаретами, и пьяным братанием, ну а значит можно и халтурить, потом покушаем, побухаем и всё ок. А вот хрен вам! Или приноравливайся к общечеловеческим ценностям, или со своей "культурой лица" иди тухлыми яйцами торгуй с соседом, для международного бизнеса не годишься.
Понимаю, что с точки зрения "культуры лица" это неправильно, но если моей целью является правильное выполнение заказа а не сохранение лица китайца, то зачем мне вместо моей цели заботиться о чужой, которая мне вредна? Потерял - сам виноват, работай как положено, и не потеряешь.
Опять же, если мне в конфетной обертке говно подсовывают, я не теряю лицо что ли? Пусть тот кто виноват, тот и теряет.
А в неделовой сфере я именно о "культуре лица" тоже как-то никогда особо не беспокоился, просто если вести себя вежливо и порядочно, то по-моему этого хватает.
А я вот благодарен китайцам, что меня не тыкают лицом в каждый мой косяк и просрочку. Это как-то стимулирует дальше помогать этому заказчику и работать с китайским бизнесом в целом.
У юристов в консалтинге есть возможность со стороны взглянуть на многих коммерсантов, как русских, так и китайских, так как многие проходят, разные ситуации. И, кажется, такая стратегия - публичное унижение - в долгосрочной перспективе приводит к худшим результатам, хотя в краткосрочной и даёт какой-то эффект. Потому что начинается саботаж, отказ от сотрудничества, скрытая агрессия. Тяжело видеть переписку, где не то что "китайская культура лица", где нормы общечеловеческой вежливости в принципе не соблюдаются