Ну, по многочисленным просьбам. Как обычно, добираться вышло гораздо веселее, чем непосредственно тусить в стране. Но обо всем по порядку.
Надеясь на гаотье, задолго до были куплены билеты Сеул-Пекин-Куньминь на поездку "туда" и "Вьентян-Гуанчжоу" на поездку обратно. В день продажи билетов она началась в 14-30, а в 14-31 их уже не было. Ну, подумал я, сам дурак, и взял авиа "Куньминь-Вьентян". Маршрут получился дурацким, ибо из Сеула во Вьентян есть прямые рейсы, но что уж теперь.
Потом, через пару дней, я повелся на рекламу ситрипа и решил впервые в жизни попробовать 抢票. Ну в теории всем известно, что это, но на практике никогда не пробовал.
Было очень забавно наблюдать за тем, как заточенная под Китай система 抢票 раз за разом дает сбои, когда дело касается международных ж\д билетов. Конкретно - это один-единственный поезд в день D87 Куньминь-Вьентян
"... не хотите ли включить в подбор билеты с пересадками?.." - "хочу" - "извините, по вашему маршруту не найдено пересадок".
"...не хотите ли включить в подбор поезда с более ранним\поздним отправлением?.." - "хочу" - "извините, по вашему маршруту не найдено других поездов"
"...не хотите ли включить в подбор билеты не конкретно до выбранной станции, но и до близлежащих других?.." - "хочу" - "извините, рядом с вашим пунктом назначения не найдено других станций".
Ну то есть очень понятная и здравая логика, когда это требуется китайцу, пытающемуся добраться домой на чуньцзе. Но превращающаяся в анекдот, когда дело касается международных ж\д билетов.
Вообще, создается впечатление, что ж\д построена для грузового товарооборота. Вот контейнеров, платформ, рефрижераторов, погрузочных станций, кранов на всем протяжении пути - выше крыши. Везде кипит жизнь даже на праздники, везде что-то строят и возят. А пассажиры - ну хз, очень похоже, что они идут просто довеском, и если они перестанут ездить - это никак ни на что не повлияет.
Ну или китайцы просто решили поэкспериментировать на не особо загруженном, не особо востребованном маршруте с не сильно привередливыми клиентами. Потому что сейчас пассажирские ж\д перевозки Китай-Лаос максимум годны в качестве аттракциона для любопытных, да и то, только для тех, кто очень любит поезда. Но давайте по порядку.
Прилетаю я в девять вечера в Куньминь, впереди ночевка в аэропортовой гостинице в 3 шагах от аэропорта и вылет поздним утром, 1-40 лететь, комфорт 100\100. И по прилету смс от ситрипа 抢票成功. И все планы полетели псу под хвост, заставив вспомнить свои 20 лет, когда я, чтобы сэкономить чуток денег, полностью жертвовал сном и комфортом. Правда, в этом случае комфортом пожертвовал, но денег ушло гораздо больше. Но все любят поезда, так что норм.
Во-первых - 12306 сразу прислал смску "не забудьте поменять билет на бумажный". Зачем? Лаосская ж\д построена вами же, апп для покупки билетов сделан вами же(если поставить рядом скрины аппов 12306 и LCPR - разница будет незаметна). Оплата в аппе LCPR - юнионпей, вичат, алипей и виза, недавно добавили местный BCEL. На лаосских вокзалах абсолютно все построено по вашим же стандартам, а на некотором оборудовании даже забыли продублировать надписи местным языком. Машинисты в Лаосе носят униформу китайских железных дорог, да и вообще, лаосского тут - только проводницы. И зачем тут бумажный билет, который изначально нужен только для тех случаев(как и все бумажное), когда две разных системы не могут интегрироваться и в качестве прослойки печатают бумажку. Типа все вот это вот на 100% ваше, вами построенное и вами разработанное, было так сложно интегрировать в такое же на 100% ваше.
Ну ладно, так как с такси в первый день чуньцзе очень сложно(кто бы мог подумать), то логично пожертвовать аэропортовой гостиницей и сразу ехать на 昆明南, искать там гостиницу, чтобы рано утром идти на вокзал и ждать поезда. Благо, метро на чуньцзе работает стандартно, да и куньминьский вокзал стандартный, то проблем не было. Приехал, нашел нужное окошко, забрал бумажный билет и поехал в отель спать.
Пришел на вокзал. Нашел нужный гейт, на нем даже надпись "Китайско-лаосские ж\д", то есть пришел я явно туда
Ну и тут прям наглядный-наглядный пример натягивания совы на глобус, в нашем случае - внутрикитайской системы на международные перевозки.
Все знают, что обычный гейт на китайском вокзале выглядит как "5 турникетов для владельцев шфж и один турникет с ручной проверкой документов для владельцев всяких временных шфж и паспортов, куда, логично, идут все лаоваи. В последнее время автоматические турникеты паспорта тоже принимают в основном, но остались реликты". Ну это тоже логично. А вот что нелогично - так то, что владельцев китайских паспортов тетенька с рупором тоже ходила и сгоняла в очередь на ручной контроль.
А что очень нелогично - так то, что гейт выглядел абсолютно так же. То есть пять автоматических турникетов и один для ручного контроля. А на поезд Куньминь-Вьентян 国内 пассажиров не то, чтобы очень много, а вот с паспортами - не то, чтобы очень мало. Ну ладно, сели, едем.
Погранконтроль тоже выглядит крайне "удобно". Приезжаем в Мохан, все идут на выход со всеми вещами, делают круг по станции через паспортный контроль и таможню, возвращаются в тот же поезд.
Погранцы, кстати, крайне непосредственны и милы. Я же встал в очередь на e-channel, мне пытались объяснить, что это не для меня очередь. Я доказывал, что для меня, мужик вроде успокоился, но потом все равно забрал у меня паспорт "я пойду, проверю, действительно можно ли". Вернулся и своим "да, прикиньте, ему тоже можно". Потом девочка, направляющая очередь, попросила у меня паспорт "посмотреть, никогда не видела паспортов твоей страны". Потом e-channel не сработал на отпечатки пальцев(такое с ним бывает, но в аэропортах их обычно штук 10 стоит в ряд и можно зайти в соседний+попросить у погранца спиртовую салфетку или прям протереть палец об конструктивно предусмотренную спиртовую мочалочку, да и никто не спешит, а тут турникетов была ровно 1 штука и все в дикой спешке, так как поезд ждать не будет, да и еще поставленные чуть ли не вчера). Ну он потом со мной шел на ручной контроль и несколько раз сказал девочке в будке "не ставь ему штамп на пустую страницу, их у него мало осталось, экономь место".
На лаосской стороне тоже выходить, делать круг через вокзал, заходить обратно. У всех китайцев была вклейка в паспорт, ну я и подумал, что китайцам е-визу не сделать. Потом увидел все же китайца с такой же бумажкой с е-визой, спросил "так вам и е-визу можно?". Он ответил, что да. Я такой "а как же страницы экономить", он не понял и спросил "а нафига, закончились страницы - пошел да и новый сделал". Тут я даже немного позавидовал тому, что есть люди, кому не важно наличие пустых страниц в паспорте.
Едем по Лаосу, и тут еще один яркий пример
Билет я взял до Ванг Вьена(万荣), так как в 抢票 есть функция "взять билет до станции подальше, чем та, что вам нужна", а выходить все равно собирался в Луанг Прабанге(琅勃拉邦). То есть порядок станций Ботен(граница)-Луанг Прабанг-Ванг Вьен-Вьентян.
И апп пишет, что "приезжаете на конечную станцию(Ванг Вьен) вы в 15-38". И что следующая станция(Луанг Прабанг) - в 15-45. Но 15-38 - это по пекинскому времени, по местному - это 16-38. А про следующую, про Луанг Прабанг апп написал по местному времени - в правильные 15-45. В итоге по подсказке аппа на следующую станцию мы приезжаем на 7 минут раньше, чем на предыдущую.
Хотя хз, эти разные часовые пояса - это всегда было головной болью. В России когда-то, помню, РЖД с блеском выходило из ситуации с путаницей и писало на билетах "время отправления и прибытия - московское", а там сам уже мучайся, сопоставляй даты и время. В Китае и США то и дело промелькнет новость про эту путаницу и вызванные ей проблемы, так как все самолеты из Китая в США прилетают на 3 часа раньше, чем вылетели, а на Новый Год - так еще и по заветам Виталика Кличко - прямо во вчерашний день. Ну это же реально хрен в голове уложишь, особенно когда летишь сначала долго на запад, а потом пересаживаешься на восток.
Короче, китайцев ждет непростой челлендж адаптирования их уже до блеска вылизанных внутрикитайских процессов для международных требований, по крайней мере в ж\д пассажирских перевозках. Учитывая, что уже строится ветка Бангкок-Вьентян, а в планах еще и до Сингапура ее протянуть - их будет все больше. Ну и уже в Таиланде ветку Бангкок-Вьентян строят китайцы, а вот Бангкок-Чианг Май уже японцы. А тут уже видно, что в стандартизации ж/д перевозок далеко не только по поводу ширины колеи нужно договариваться. Как это все будет работать для сингапурца, едущего из Чианг Мая во Вьентян с пересадкой в Бангкоке - пока загадка. Ну а пока это все просто эксперимент-аттракцион, конечно.