Здравствуйте, уважаемые китаисты!
В процессе написания статьи столкнулась с мнением о необходимости массового введения китайского языка в качестве второго иностранного (в соответствии с ФГОС от 2015 года в течение 5 лет изучение второго иностранного языка в школах становится обязательным). Хотелось бы услышать ваши мнения.
На мой взгляд, затея осуществима с трудом. Проблема раз - только в этом году вышел первый учебник по китайскому языку для средней школы, рекомендованный Минобрнауки, ранее преподавание осуществлялось, главным образом, по Кондрашевскому, а учебная программа по китайскому языку не создана до сих пор.
Проблема два - кадры. Хорошие специалисты с китайским языком не будут работать в общеобразовательных школах за учительскую зарплату.
Они забыли про необходимость массового введения ПЕРВОГО иностранного языка. Как в школах английский преподается! Это же кошмар. Квалифицированные преподаватели в школу идти не хотят из-за мизерной ЗП и рабского труда. У меня в школе английский был со второго класса, так за 10 лет обучения учителя (а их было много за это время) ни разу с нами на английском не заговорили. Сейчас наблюдаю как следующее поколение учится (помогаю племяшкам с уроками). Они букв не знают, они ничего не знают, вся тетрадка исписана схемами времен, бедняги даже понять не могут к чему это относится. Так это при популярности и доступности английского. Что с китайским будет даже страшно представить. Может на ДВ и хорошо все пройдет, а тут на юге России....
Почему, специалистов с китайским полно, на рынке пресыщение китаистами, пойдут и в школу работать, а если народ заставить ЕГЭ сдавать по китайскому, еще и репетиторством заняться можно.
Мне кажется, дети в школе не смогут выучить этот язык до уровня, достаточного для свободного общения с носителями. Китайский непривычен для нас: букв нет, используются иероглифы, тональная система, слова короткие, темп речи из-за этого более быстрый. Нельзя прочесть иероглиф, как слово из букв, нужно именно знать, как он читается. По его виду невозможно догадаться, что он значит (в европейских языках можно подобрать однокоренное слово). В русском нет заимствованных из китайского слов. Специфическое для нас произношение. Сперва нужно развить тональный слух, поставить произношение, развить зрительную память на иероглифы, и только потом изучение идет гладко. Сделать все это за 2 урока в неделю сложно.
Китайский в средней школе реально, ещё в далёком 1999 году, единственную выпускницу нашей школы, получившую высшее образование в Китае, пригласили преподавать детям китайский. Как сейчас помню были мы третьеклассниками и весь год учили фразу 我朋友叫沙沙。Но только предаватель она была никакой, и через год родительский совет эту лавочку прикрыл. Вполне возможно, в школах, с углубленным изучением иностранных языков, где второй иностранный на выбор и введут такую практику, но так чтобы повсеместно наврядли. Да и второму языку уделяют максимум два академичиских часа в неделю. Это просто ни о чем.
Мне кажется это возможно - если вести разговорный язык, без иероглифов. Или минимальный базовый набор лексики - до 1000 частотных слов, которые должны быть усвоены и проработать с ними все базовые конструкции.
На это 200-300 иероглифов надо. Больше 500 шт требовать не оч эффективно, имхо.