1 2 3 4 >>> + 🔎
1
Здравствуйте, товарищи!

На днях в (западных) академических кругах разгорелся небольшой скандал, по поводу попыток Китая заставить некоторые ведущие академические издания (в частности, Springer Nature, и Cambridge University Press) ввести цензуру на свои публикации в Китае. К всеобщему удивлению, эти издания согласились, не желая терять доступ к Китайскому рынку. Однако, после того как это разоблачили, и все, кому не лень, выразили свое глубочайшее возмущение (ну а как же? Мы же все тут борцы за правду и свободу, пока не схватят за одно место), они пошли на попятную (правда, в Springer сказали, что если это окажется необходимым, они не исключают возможность введения цензуры). Это вкратце - еще можете почитать прикреплённый PDF из FT.

Собственно, к чему это я пишу, если в конце ничего не вышло? К тому, что это наводит на весьма интересные (пусть и пока в основном теоретические) вопросы. Во-первых, следует заметить (чтобы меня не обвинили в ненависти к Китаю и т. д.), я не считаю, что западные академики белые и пушистые (ну, они конечно в основном белые... но не в этом дело). Иногда они действительно перегибают палку (но это не значит что их публикации надо подвергать цензуре/запрещать), а в некоторых случаях, в западных изданиях есть своя "цензура" (например, на практике, нельзя критиковать демократию, или писать открытым текстом, что Тибет, Синьцзян и Тайвань принадлежат КНР), и они зачастую страдают от излишней политкорректности (из наиболее забавных случаев, один из моих профессоров рассказывал, что его статью не хотели пропускать, поскольку он не хотел писать о 君子 в гендерно-нейтральном тоне (“он/она“ вместо просто "он"), тогда как 君子, увы, может быть только мужчиной - да, древние китайцы, и даже наш дорогой Конфуций, были шовинистами).  

Тем не менее, как всем хорошо известно, наиболее значительные исследования публикуются, как правило (есть, разумеется, выдающиеся исключения), именно в западных изданиях, и их уровень зачатую существенно выше "местных/отечественных" исследований (даже китайских). И всё же - Китай это огромный рынок, и насколько западные издания смогут противостоять Китаю, если там серьезно возьмутся за это дело - не известно. С одной стороны, я понимаю желание быть "правыми" и не уступать политическому давлению, но с другой стороны, возможно следует проявить некоторую меру прагматизма, во избежание большего ущерба науке, как в Китае, так и во всём мире? В конце-концов, не обязательно выражать некоторые идеи открытым текстом - но сделать так, чтобы это было тем не менее понятно. Уж если китайская история нас может чему-то научить, так это тому, что есть множество способов обойти цензуру.

Так или иначе, меня это пока не касается - благо, события 2300-2500+ летней давности уже не вызывают столь бурных споров (хотя если сильно захотеть...), и кроме известной тенденции 信古, меня, в принципе, всё устраивает. Но всё же интересно, насколько это существенно, или же опять из мухи сделали слона? Возможно, кто-то из вас сталкивался с попытками Китая повлиять на академические издания у вас в стране, или с цензурой со стороны китайских изданий?

И это мне напомнило один эпизод из 左傳 (襄公二十五年):
大史書曰,崔杼弒其君,崔子殺之,其弟嗣書,而死者二人,其弟又書,乃舍之,南史氏聞大史盡死,執簡以往,聞既書矣,乃還。
(после того как влиятельный сановник Цуй Чжу, который привёл Чжуан-гуна к власти, убил его (точнее, его стражи убили) из-за романа между гуном, и женой Цуй Чжу) Главный историограф (княжества Ци) записал: "Цуй Чжу убил своего государя." Цуй Чжу убил его, а младший брат историографа тоже записал это, за что и он погиб от руки Цуй Чжу. Самый младший из братьев повторил действие своих предшественников, и (на этот раз) Цуй Чжу пришлось с этим смириться. Услышав, что главные историографы погибли, историограф Юга взял бамбуковые дощечки (для письма) и направился в путь - но когда он услышал, что события были записаны, вернулся назад.

(извиняюсь за вольный и корявый перевод)

Это так, для исторической перспективы - о том, как (не?) бороться с цензурой Smile

.pdf China censorship drive splits leading academic publishers.pdf (Размер: 256.26 Кб)
2017.11.07
ЛС Ответить
2
Hongweibing, спасибо за статью, очень интересно. Вам ничего не будет за то, что вы ее тут выложили в открытом доступе?
2017.11.07
ЛС Ответить
3
r1, Не за что. Не думаю (хотя, по идее, нельзя выкладывать статьи из FT в открытый доступ, но я тут раньше ссылки на целые книги давал...) - но если за мной придут - считайте меня коммунистом.  1
2017.11.07
ЛС Ответить
4
Hongweibing, на реддите обсуждали уже. Короче говоря, тут всё упирается в капитализм. Издателю не хочется терять миллионы и большой рынок. Но с другой стороны, если юные либералы в своих уютных западных кампусах поднимут вой, то тоже есть весомый риск потери прибыли. Так что, посмотрим, как дело будет развиваться. Но здравый смысл напоминает, что большинству западных компаний насрать, будут ли китайцы знать правду о трёх "т" или о других случаях, которых несомненно никогда не было в китайской истории, главное чтобы потребляли продукты. И это правильно, крестовые походы, подразумевающие "я научу тебя, как правильно думать", никому не нужны.
2017.11.07
ЛС Ответить
5
Я все пытаюсь представить себе англичан, которые, гордо завернувшись в занавеску, пафосно уходят с китайского рынка. Получается плохо - фантазии, честно говоря, не хватает, представить англичан, отказавшихся от китайских денег.
Цитата:    - А известно ли лорду председателю, - продолжал он, - что указанный мистер Врунгель перехватил груз селедок, адресованный подданным ее величества - английской королевы, и что предложенный мистером Врунгелем способ перевозки рыбы наносит ущерб судовладельцам - подданным его величества английского короля?
     Это, знаете, был козырь посильнее фотографии. Традиции традициями, мундир мундиром - это все, конечно, очень почитается в Англии, но торговые интересы ставятся там несравненно выше. И нет ничего удивительного, что шум в зале усилился.
Но черт побери, как мне бы хотелось на это посмотреть... Особенно если законопослушные немцы из Шпрингера на этом рынке таки останутся.
2017.11.07
ЛС Ответить
6
东方火兔, Спасибо за ссылку. Да, издания оказались в незавидном положении - нельзя заработать и на тех, и на других. Собственно, насчет Springer и Sage я вовсе не удивляюсь - математически, им выгоднее иметь дело с Китаем (правда, их статус может от этого пострадать) - а поскольку это частные компании, этические нормы их должны волновать только если нарушение последних нанесёт им убытки. С университетами же ситуация несколько иная - там ведь (формально) не только о прибыли должны думать, но и о возвышенных идеалах и т.д. - будет интересно увидеть, как они выйдут их этого положения. Надеюсь, что победит здравый смысл (но судя по событиям последних лет, боюсь, что моя надежда необоснованна).

Я согласен, что не надо "учить китайцев, как правильно думать" - но и не надо подстраиваться под их требования (хотя денежек-то хочется Smile ) - это всего лишь альтернатива китайскому подходу, дополнительная перспектива, которую можно принимать, а можно и отвергать, но просто запрещать (тем более, учитывая, что эти материалы читает достаточно узкий круг людей) - это как-то даже не интересно.
2017.11.07
ЛС Ответить
7
r1, Насчет британцев я тоже сомневаюсь - если Китай будет на них давить, то после этапа т.н. "self-righteous indignation", им придётся смириться с реальностью. А вот американские издания, возможно, будут более упрямыми (тем более, что в американских университетах публика более радикальная и политизированная, нежели в ЕС). В любом случае, университетским изданиям надо "доказать" себе, студентам, и персоналу, что они "одержали моральную победу" (а-ля А-Кью), а потом можно и принимать китайские требования, если их правильно представить.
2017.11.07
ЛС Ответить
8
2017.11.07r1 Вам ничего не будет за то, что вы ее тут выложили в открытом доступе?
У вас странное понимание реалей. Интернет-анониму вне Китая ничего не будет, а вот связанному с Китаем сайту может быть. А было время, тут сознательные граждане слово "впн" кодировали и на китайском аккуратно писали, чтобы не подставлять. Я до сих пор на русском пишу на всякий 14

Не то, чтобы эта тема "запретна", обычное переливание про свободу с уютных диванчиков, ничего конкретного, никто не знает где граница.
2017.11.07
ЛС Ответить
9
Так как вопрос касается лишь нескольких территориально-исторических вопросов, весьма конкретных и давно известных, то тут лишь вопрос принципов, а не каких-то глобальных академических свобод. Делать китайскую и настоящую версии несложно. Если правильно прогнуться - ни у кого свобод не убудет, наоборот сохранятся (доступ у китайцев), только самоуважение немного пострадает.

Примеры Гугла и Микрософта на виду, оба успешны в своём виде.
2017.11.07
ЛС Ответить
10
бкрс,
Цитата:У вас странное понимание реалей. Интернет-анониму вне Китая ничего не будет
Ну при чем тут китайские реалии) Статья из платной подписки ФТ, к размещению в вебе не предназначена. Я просто беспокоюсь, как бы ТС не аннулировали подписку или что-то в этом роде.
2017.11.07
ЛС Ответить
1 2 3 4 >>> + 🔎