2017.04.06Johny бкрс, yf12, заучить значит выучить? вы хорошо объясниили. большое спасибо. но я не понимаю почему "на" этот предлог используем для падежа 6 и падежа 4? когда нужно использовать падеж 4 и падеж 6?как понимать разницу?
на учебнике есть пример: на третью неделю болези
это тоже время. падеж 4.
на первом часу занятий.
это тоже время. но это падеж 6!
kill me!!!
Разнообразие в падежах и предлогах отражает, как по-разному понимается такая сложная штука, как время. Можно сказать, что это разные философские подходы в одном языке, которые носители часто используют одновременно, поэтому иностранцу трудно понять логику падежей.
Подход первый: время – это самостоятельное явление, оно бесконечно, течёт, как река, а наша жизнь и все события происходят ВНУТРИ него: в веке, в столетии, в пятилетке - падеж 6 как раз это отражает (сравним: в доме, в здании, в комнате).
Подход второй: время существует НА ПРОТЯЖЕНИИ какого-либо действия (пока действие длится, его можно измерить в каких-то единицах времени): на первом часе занятий мы писали диктант, на третьей паре у нас была математика.
Или же речь идёт о каком-то большом периоде времени, который поделён на меньшие отрезки: на второй неделе (это отрезок) первого семестра ( это целое) в нашу группу пришёл новый студент. Здесь тоже падеж 6, но предлог уже другой.
Сюда же можно отнести: на третьем часу доклада слушатели стали засыпать; на втором году обучения мы прошли всю грамматику; на моём веку (т.е. в течение моей жизни) такого ещё не было и т.д. Падеж 3. В русском языке, если существуют отношения «часть – целое», допустимы замены падежей: стакан чая – стакан чаю и т.д.
Если действие ЗАКОНЧИЛОСЬ внутри какого-то промежутка времени, используется падеж 4 и предлог ЗА (редко, в устаревших формах используется В):
я решу эту задачу за час; он выучил всё за неделю, она в минуту переоделась.
Подход третий: время – это отрезок или точка, с которым совпадает действие (в китайском похожее: 间 /点, 小时/点种): на третий год войны (точка), на третьем году войны (отрезок), в наш бурный век (точка), в атомном веке (отрезок), в период (точка), в периоде (отрезок) и т.д. Поэтому разница падежей: 4 (точка) и 6 (отрезок). Слово «день» понимается как «точка», поэтому обычно оно употребляется в 4 падеже: на пятый день. Можно встретить, хотя и редко, 6 падеж: на пятом дне Олимпиады/фестиваля. Это обычно у плохих журналистов
В таком случае нужно указывать, какое событие длится несколько дней (Олимпиада, фестиваль и т.п.).
Кроме того, есть дополнительные акценты:
в трудные месяцы (4), в тот весёлый месяц (4) – как справедливо замечено yf12 , часто здесь используется определение, так как говорящий хочет выделить именно это время среди остального времени.