Сообщения Учащий китайский раз в год

1
>>>
2019.03.20Рейхсканцлер Кажется, процессы и правда родственные.

С одной стороны, время вэньяня - это время синкретического мышления, для которого не только не существовала дифференциация по частям речи (в вэньяне все они практически неотличимы), но и отсутствовали привычные нам оппозиции разума и чувств, психики и тела, субъекта и объекта и тд. Например, 心 с 古代汉语 можно переводить как телесный орган, чувство, волю, мысль и т.д.

С другой стороны, в обществе уже давно есть "запрос" на отход от строгого понятийного мышления, пик которого прошел еще в начале 20-века ("бурбакизм", "логический позитивизм"). Достаточно взглянуть на язык научных работ из самой образцовой области - то есть физики - и убедиться, что народ там не брезгует не только нестрогостями изложения ("концептуальный экспрессионизм"), но даже художественными метафорами : "кот Шредингера" в квантовой физике, "бабочка" в теории хаоса, "шарик" из Большого Взрыва, "расщепление сознания наблюдателя" и тд. Короче говоря, поверх языка математического описания возникает вторым слоем какой-то мифо-поэтический язык, который при этом используется вполне конструктивно. В итоге в квантовой механике уже получается терминологический винегрет не хуже чем в средневековой алхимии (в которой, как известно, язык "натуральных объектов" используется для кодирования "психических состояний" и наоборот). Если уж строгая наука отходит от такой строгости и частично возвращается к синкретичности, подобной веньяню, то и обычная речь тем более. Почему вообще появились смайлики? Потому что хотелось передать эмоцию напрямую, минуя текст, хотелось такой вэньяневской слитности мысли и эмоции, которая не могла быть достигнута обычной грамматически правильной речью.  
Красиво завернули, и по делу. Плюсую. Побольше бы таких синкретических синкретичных постов.
2019.03.21
Тема Ответить