Вывести эту дискуссию с кухни всё равно не получится, но на кухне уютно. Закурим.
Для начала - чтобы не получилось сравнение самолёта с самосвалом - давайте с терминами определимся.
1) что по-вашему значит "получилось"?
2) по каким параметрам мы сравниваем КНР и СССР?
3) есть ли основания для сравнения? если да, то какие? кроме марксистской риторики и самоназваний, конечно.
Учитывая географическое положение, устройство экономики, политическую ситуацию и прочие факторы, я вижу единственную возможную ситуацию сравнения: КНР с 1948 по 1955 и Советская Россия с 1920 по 1927 (даты условные). Но даже и на этом примере видно, что из сходств у двух ситуаций - только левацкие риторика и некоторые первые широкие шаги вроде обобществления собственности.
И это при условии, что мы по старой привычке не обращаем особенного внимания на роль личности в истории. Но раз уж повод для беседы - как раз юбилей личности, то давайте и на что-то другое посмотрим, кроме движения народных масс. Любое общество состоит из людей, которые - сюрприз-сюрприз - все отличаются друг от друга. Был ли у нас свой Косыгин? Был. Был ли у них Дэн Сяопин? Таки тоже был. Оба были не абстрактными "Чжугэ Лянами" от политики, а конкретными людьми, которые там где могли делали то что могли, исходя из склада своего конкретного ума и не обладая послезнанием. Думали ли при Маленкове, Косыгине и т.п. о "китайском пути"? Кажется мне, что нет. Коллега Галилея был Галилея не глупее и знал, что вертится земля, - но у него была семья. Сосуществуя в одной системе с деятелями вроде Суслова (который по логике величия и нерушимости должен быть увековечен памятниками и бюстами), люди должны были действовать в условиях впервые в мире проводившегося эксперимента (социализм не в масштабе книги или коммуны на 100 человек, а во плоти и на крови). И да, в условиях нефтяного и газового бума. И да, дух модернизма заставлял их головой жить уже в будущем и время измерять десятилетиями ("проблема 2000") - реально, а не в представлениях журналистов типа Млечина, у который про Китай знает видимо со слов Маслова. И да, наши модернисты построили ГЭС на Хуанхэ и в Эфиопии, пту на Кубе и во Вьетнаме, но и да - именно в силу такого мышления проблемы 80% населения родной страны с элементарными продуктами питания виделись несущественными. И до сих пор кажутся таковыми детям военных и гэбистов, которые при Союзе провели ту часть жизни, в которой человека обеспечивают родители, и вот эти люди будут пока живы рассказывать всем, что "нормально мы жили, не слушайте (врагов)". Ну и на элементарном уровне: НЭП делали люди, которые при реальном социализме прожили 3-4 года, а большую часть жизни жили в рыночной системе. А перестроечные реформы проводили люди, даже родители которых жизнь прожили про социализме, да ещё сталинском. А китайские реформы открытости проводили люди, которые при реальном социализме жили не более 25-30 лет, и рыночное устройство экономики они восстанавливали не "припоминанием" платоновским, а просто по собственной памяти.
На мой взгляд, мало смысла имеют разговоры вроде "где мы свернули не туда". Такой посыл предполагает, что до этого "поворота" в развитии двух стран было хоть что-то общее. Насколько помню, первые страниц 30 "Заката Европы" Шпенглера - как раз о том, что беспорядочно сравнивая всё-подряд без оснований и методологии, невозможно получить ничего кроме красивых исторических афоризмов, из которых в итоге и состоит "народное" представление об истории.
Логика поворота не туда - это поиск виноватого, что опять же очень в "народном" духе и закономерно заканчивается так логично выглядящим выводом о "предателе" Горбачёве, "алкоголике" Ельцине - и красиво подводит (тут напряглись) к "герою" Путину, который "поднял с колен". Кажется мне, что не нужно быть академиком, чтобы понять, что это подход авторов Рамаяны, и к критическому мышлению он относится едва ли. Простые ответы на сложные вопросы бывают только в "народной памяти" или в творчестве деятелей, к ней апеллирующих.