

百花齐放,百家争鸣
![]() ![]()
百花齐放,百家争鸣
2019.07.01
Не понимаю, вы считаете появление научных публикаций возможным без возникновения Вселенной? Если нет, то оно, пожалуй, всё-таки является необходимым условием. А как вы перешли от этой мысли к заблуждению о том, что я не считаю людей без публикаций китаистами? Вроде бы не далее чем сегодня назвал китаистом Дэвила, а он вроде как в научных публикациях не замечен. Ещё раз: моя позиция состоит в том, что китаисты - это люди, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с Китаем, а китаеведы - чья профессиональная деятельность есть научное исследование Китая. Соответственно, чтобы быть китаистом, необязательно иметь публикации.
И вы обратите внимание - мы друг другу в этом тезисе не противоречим ![]()
Я так понимаю, вас смутило вами нечто "единственно верное"? Но это же ваши, а не мои слова - естественно, мы всегда рассуждаем в определенных рамках, о которых яуже сказал выше. Абсолютной истины мы не ищем, а ищем наиболее корректные формулировки для конкретной ситуации, только и всего, для этого ищем аргументы и выбираем наиболее подходящую версию. Иногда - меньшее из зол.
Да я же объяснял уже - нет зафиксированного в научной системе прироста знания - нет и ощутимого для науки изучения, а есть только ощутимое для отдельного индивида изучения, чего недостаточно. Вот представьте - пишете вы работу по теме, по которой нет ни публикаций, ни выступлений, но до вас ту же тему изучили 50 человек, только ничего после себя не оставили. Научная пальма первенства будет принадлежать вам, поскольку именно вы сделали это изучение достоянием науки, а не только себя самого. Кстати, не только публикации, но и, скажем, доклад на конференции или семинаре также считается вкладом в научное знание (хотя, на мой взгляд, и менее ценным).
Понятно, у нас с вами просто расхождение в терминологии. Я под научным изучением понимаю нечто ощутимое для науки в целом, а не для конкретного индивида, пускай и занимающегося научным исследованием. Соответственно, в моем случае "научное исследование" и "научное изучение" - одно и то же.
Разделение не лишнее, когда у вас встает вопрос, считать ли человека, изучающего (осваивающего) язык, китаеведом. А в вашем примере всё, на мой взгляд, верно.
Между аргументированной дискуссией и уходом от проблемы в стиле "у всех своё мнение" я предпочитаю первое как более продуктивное для прогресса в понимании и корректировке своих собственных представлений. Если получается договориться о рамках, в которых обсуждаем проблему, - большая часть взаимного недопонимания и токсичных высказываний уходит сама собой. 2019.07.01
![]() 2019.07.01
Хороший пример "устаканенного" узуса, а не как с китаистами-китаеведами-синологами это разделение на "психиатр-психолог", иногда к этому ещё добавляется "психотерапевт" (здесь уже начинается путаница).
Несмотря на то, что в разделении "психиатр-психолог" могут путаться обычные люди, для профессиональной среды это разделение бесспорно и признается практически всеми. И сложно представить, чтобы какой-нибудь исследователь смежных дисциплин в одном интервью говорил, что психиатр и психолог - разные вещи, а потом в другой работе начинал бы их использовать как синонимы... И это при том что в самом зарождении, эти два понятия были разделены не так сильно, как сейчас Вот это и есть хорошо разделенный узус, который постепенно сформировался А у нас этот процесс только идёт и совершенно неизвестно - придёт или нет (мне кажется, что не придёт, так как разница недостаточно значима) 2019.07.01
2019.07.01 Да, Ветер, вы правы, фраза "китаистика - комплексная междисциплинарная наука, прежде всего о языке, литературе, истории, религии и философии" действительно похожа на самопротиворечие. Благодарю за интересную наводку ![]() В предисловии составителя-то как раз всё нормально - разбирать не буду детально, но все приведенные примеры вполне ложатся на то, что китаеведение - частная область китаистики. А вот фразу "китаистику, называемую в России также китаеведением и синологией", должен признать, легко счесть утверждением тождества этих понятий, хотя вполне возможно, дело здесь в том, что "называется в России" не равно "является" - особенно в контексте обсуждавшейся уже частой взаимозаменяемости этих терминов на уровне обывателя. 2019.07.01
![]() Из приведенных примеров можно извлечь лишь то, что эти слова взаимозаменяемы, но никак не отношения между объемами их понятий, а то, что вам кажется, что они ложатся, так это потому, что вы подходите с предубеждением о том, что они различаются и оно влияет на ваше восприятие. Грубо говоря - эмпирически из употребления в отрывке никак не вывести то, что эти понятия отличаются в своих объемах, а вот версия о том, что они взаимозаменяемы - звучит более правдоподобно. Дабы не плодить сущности, дополнительное предубеждение мы отбросим И вообще, еще минутка морализаторства. Ведь можно было не копаться в этих цитатах, а просто поверить на слово... Вот это и есть одна из претензий, которую я высказал вам выше, о "формализме" и "чинопочитании", когда этот стиль, уместный, пожалуй, в письменной исследовательской работе, начинает переноситься во все сферы жизни, даже там, где это не нужно. Доводя до абсурда, в крайнем случае человеку могут сказать - "это черный цветок", а он на это ответит "а на кого ты ссылаешься? а насколько авторитетен твой источник"? Это все очень затрудняет и замедляет коммуникацию. О необходимости подобного формализма можно тоже поговорить. Он, конечно, необходим в определенных границах, но делать его своей повседневностью, а более того - призывать остальных действовать в его рамках. Зачем? Есть более удобные и эффективные форматы общения. 2019.07.01
Ну, пока что мы только обнаружили противоречие в рассматриваемой в качестве авторитетной позиции. Это, безусловно, важно, но ещё не означает искусственности разделения терминов, оно может быть и естественным, но не унифицированным, т.е. когда люди на уровне языка ощущают, что есть какая-то разница, но каждый за неимением эксплицитно выраженного или естественно сформировавшегося стандарта определяет её по-своему. Само собой, проверяя позицию представления о китаеведении как о частном случае китаистики, я смотрю на слова с этой позиции. И если бы в той же работе не было рассуждений о наличии смысловой разницы между этими терминами, позицию действительно стоило бы отбросить за неимением оснований предполагать связь общее-частное между ними. Но эти рассуждения там таки есть. Отсечь наверняка можно было бы, если б китаеведом в тексте назвали человека вне науки, но понятно, что вероятность подобного сюжета в монографии об истории науки достаточно мала.
На то и форум, чтобы обсуждать и дискутировать, как мне кажется. На слово верить - всего лишь разновидность неприятной вам опоры на авторитеты, разве нет? Нет ничего аморального в том, чтобы задуматься о формальных основаниях своего представления о чем-либо, особенно когда сталкиваются различные точки зрения. 2019.07.01
Приведенный спор отлично характеризует состояние российской китаистики, не способной разобраться в самых простейших терминах. и смех и грех
2019.07.01
2019.07.01Вот именно. Простейшие термины, всегда использовавшиеся как полные синонимы, в чём можно убедиться за минуту. Кому-то понадобилось высосать из пальца в них смысловую разницу с опорой на "авторитетное мнение", представляющее собой чушь. ![]()
Дьяволы не сдаются.
2019.07.02
2019.07.01Срабатывает не всегда, но вообще тактика удачная. Цитата:Возникает резонный вопрос (почти философский). Что тогда не глупость?Конкретно для обсуждаемой темы не глупость- это сказать, что китаистика, китаеведение и синология- синонимы, выдумать разницу в которых неуклюже пытается очень узкая группа лиц. Сейчас китаеведение, по сути, мертво, а дальше, на мой взгляд, должно последовать её восстановление в новом качестве. Ценности несомненно будут другие, то китаеведение, которое было в доинтернетовскую эпоху, в 21 веке никому нужно не будет. Вариантов развития вижу два- либо на государственном уровне всё будет изменяться и реформироваться, либо государственные институты окончательно уйдут в прошлое, и их место займут частные организации. Примерно так... 2019.07.02
|